7914

Экономические хилеры

Экономические хилерыКлассический тезис о том, что “деньги любят тишину”, явно не относится к финансово-экономической системе Казахстана. Интриги, скандалы, расследования сыплются на головы казахстанцев чуть ли не каждый месяц. В роли главных ньюсмейкеров - правительство, Национальный банк вместе с АФН, которые из регуляторов финансовой системы страны постепенно превращаются в филиппинских хилеров. Те якобы способны проводить сложнейшие хирургические операции, не пользуясь при этом ничем, кроме собственных рук. Одним прикосновением пальцев хилеры раздвигают кожу, проникают внутрь тела человека, извлекают больной орган или опухоль. При этом на поверхности кожи пациента выступает кровь. Выглядит это эффектно. Вот только есть серьезные основания считать, что хилеры больше фокусники, чем врачи.

Наблюдаешь за нашими регуляторами и видишь, как с серьезным видом склонились они над финансово-экономической системой Казахстана, как голыми руками достают организованную преступную группу, обнаружившуюся в одном из системообразующих банков страны. Кровь бежит. Кредиторы в шоке. Вкладчики в ауте. Но наши “хилеры” всех уверяют, что так надо, и бросают “опухоль” в “ведро” информационного осуждения и уголовных расследований. Но, как оказалось, это еще не все. По их словам, эта “опухоль” дала метастазы в других частях тела, и вот наши “врачеватели” вытаскивают еще одну ОПГ, на этот раз засевшую в “Казатомпроме”. Инвесторы пьют валерьянку. Общество, мягко выражаясь, в недоумении. “Хилеры” невозмутимо констатируют, что “лечение” еще не закончено, и с серьезным видом вытаскивают на свет божий бывших топ-менеджеров Альянс Банка. Этих обвиняют в нарушении банковского законодательства.
О презумпции невиновности никто, как обычно, и не задумывается. На этом фоне показательным является судебная тяжба между бывшим председателем правления Евразийского банка Жомартом ЕРТАЕВЫМ и АФН, которая является интересным прецедентом с точки зрения определения правовых границ в деятельности финансовых регуляторов, обязанных в первую очередь следовать букве закона.
Но самая большая опасность в том, что после подобных манипуляций болезнь никуда не уходит. Зато пропадает доверие к самим “врачевателям”, и оказывается под сомнением эффективность антикризисных мер.

Вообще непонятно, кому это псевдолечение нужно, ведь даже нормальный диагноз больной экономике Казахстана эти “доктора” поставить не смогли. В свое время и правительство, и Национальный банк, и АФН дружным хором уверяли всех, что кризис божьей милостью и мудростью руководства страны обошел Казахстан стороной. Кризис отрицали аж до осени 2008 года, когда пришлось наконец сочинять антикризисную программу.
Григорий Марченко, еще будучи председателем правления АО “Народный банк Казахстана”, в августе 2007 года громогласно заявил о том, что в банковской системе Казахстана кризиса нет, есть проблемы у отдельных банков страны. Довольно странное заявление для человека, который должен знать, что части любой системы неотделимы от целого. И если у банков второго уровня возникли проблемы, то это значит, что правила игры, которые определяли регуляторы в лице Национального банка и АФН, изначально не были эффективными. Но эти структуры сейчас умудряются критиковать банковскую систему Казахстана, забывая, что несут ответственность за финансовый коллапс в стране в той же мере, что и сами банкиры.
С самого начала все понимали, что за разговорами об увеличении роли государства в банковской системе скрываются вполне конкретные интересы определенных групп, спешащих начать перераспределение сфер влияния в этом сегменте казахстанской экономики. Если на том же Западе государство в большей или меньшей степени могло в определенных случаях вмешиваться в экономические процессы, при этом оставаясь гарантом соблюдения прав собственности и цивилизованной конкуренции, то у нас государственный механизм зачастую используется для защиты частных интересов отдельных элитных группировок. В конечном счете это может привести к тому, что из всех казахстанских системообразующих банков в Казахстане останутся только Народный банк и ККБ. Тем более что к 1 июля 2011 года не все банки смогут поднять минимальную планку собственного капитала до 10 млрд. тенге, как того требует АФН. Финансовая площадка расчищается и для банковских структур из той же России или Китая, которые быстро заполнят образовавшиеся пустоты, что автоматически сократит наше геополитическое поле для маневров.

Печально то, что эта критика постепенно трансформируется в поток обвинений, который дис­кредитирует казахстанские банки в глазах не только рядовых вкладчиков, но и международных инвесторов. К тому же эти обвинения бумерангом ударяют и по самим регуляторам, которые не сейчас, а несколько лет назад должны были жестко следить за соблюдением банковского законодательства. Действительно, как можно доверять государству, которое с каким-то садомазохистским удовольствием кричит на весь мир о том, что несколькими системообразующими банками Казахстана управляли преступники, а во главе важнейшей из национальных компаний стояла целая ОПГ. Хотя вроде бы главная задача должна состоять в том, чтобы ситуацию стабилизировать, а не драматизировать. В результате проводимая в стране антикризисная политика уже приводит к оттоку капиталов. Как отмечают эксперты, в первом квартале по операциям банков с нерезидентами сложился нетто-отток в $4,7 млрд., хотя в прошлом году в этот же период он составлял $0,7 млрд.
Эйфория и жадность, в чем сейчас обвиняют банковские структуры страны, в свое время заразила и самих чиновников. Ведь их обязанность заключалась не только в том, чтобы писать красивые отчеты о феноменальных успехах казахстанской экономики, а в том, чтобы укреплять финансово-экономический фундамент страны через установление прозрачных и конкурентных правил игры. Но вряд ли этого можно ожидать от системы, где многие банковские структуры настолько тесно связаны с некоторыми представителями политической элиты, что непонятно, где между ними проходит граница. Поэтому в надувании “мыльных финансовых пузырей” в не меньшей степени были заинтересованы те, кто сейчас стоит в первых рядах обличителей “зарвавшихся банкиров”. А ведь еще в декабре 2004 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s указывало на те самые риски, которые превратились в серьезную проблему в 2007 году. Уже тогда утверждалось, что большая часть рейтингов S&P, присваиваемых банкам Казахстана, находится в спекулятивной категории рейтинговой шкалы. Поэтому банкам предлагалось диверсифицировать источники доходов, поднять эффективность, а также внедрить риск-менеджмент. Не менее важным был акцент на чрезмерную концентрацию банковских капиталов в руках небольшого количества акционеров. Но самым ключевым тезисом было указание на то, что банковская система страны не участвовала в финансировании реального сектора казахстанской экономики. Банки увлеклись внешними займами, ипотечным и потребительским кредитованием, а также кредитованием строительной отрасли, которая приносила сверхприбыли. То есть речь как раз шла о тех правилах игры, которые, судя по всему, в 2004 году устраивали всех: и Национальный банк, и АФН, и правительство. Поэтому лишь улыбку вызывает возмущение премьера Карима Масимова по поводу того, что выделенные банкам деньги почему-то не доходят до реального сектора экономики. Как же они дойдут, если созданная государством банковская система изначально была оторвана от этого сектора?

И здесь уместно вспомнить судьбу бывшего председателя Федеральной резервной системы США Алана ГРИНСПЕНА, который уходил со своего поста в ореоле финансового гуру. Но у него хватило смелости признать и свою вину в нынешнем финансовом кризисе, так как он недооценил масштабы бедствия и слишком полагался на способность банков к саморегуляции. А ведь мог свалить всю вину на финансистов с Уолл-стрит или бывших президентов США. Интересно, хватит ли такой смелости у тех же Карима Масимова, Григория Марченко или руководства АФН? Хотя при таком количестве стрелочников брать на себя ответственность считается дурным тоном, ведь лучше выступать в роли “спасителей казахстанской экономики”, которой в этом случае остается лишь посочувствовать.

Досым САТПАЕВ, политолог, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть