Их сиятельство - гриф

Победитель нынешнего конкурса
“Фотография года” -
фотохудожник-анималист Нурлан КАЛЬЧИНОВ (на снимке) считает, что ему и всем нам повезло любоваться природными красотами вживую. А вот нашим потомкам, если мы не предпримем усилий, грозит перспектива знакомиться с природой только по фотографиям.- Я потомственный охотник, мои деды были лучшими в этом деле, - рассказывает Нурлан. - С ранней весны и до поздней осени пропадал в горах с ружьем. В какой-то момент совесть замучила - и я продал весь свой оружейный арсенал и купил фотокамеру. Между охотой и фотоохотой много общего, но теперь я знаю, что сделать удачный снимок животного в тысячу раз сложнее, чем добыть хороший охотничий трофей. Попробуйте, например, поймать и запечатлеть любопытное поведение зверя или застать его в момент спаривания! Со временем я понял, что мой инстинкт охотника вполне удовлетворяется щелканьем фотозатвора, а не грохотом выстрела.

- Какие-то особые приемы съемки животных у вас есть? Секреты профессии, так сказать?- Каких-то особых секретов нет. Самое главное - это терпение, терпение и еще раз терпение. Часто природа сама подсказывает, как нужно снимать. Например, моя работа “Удод” была добыта именно так. Я ехал на машине и увидел, что птица кормится. Залег под машиной и стал медленно подползать к удоду. Когда птица насытилась, я понял, что она готова к близкому контакту. Правда, пришлось сделать очень много дублей.
- Сколько?
- Около двухсот.
- Ради одного кадра?!
- Ну почему же - одного? Были в этой серии еще достойные кадры, но я выбрал именно этот. В работе с животными и птицами важно сделать не просто грамотный кадр, а еще и грамотный с биологической точки зрения.
- Какого самого большого зверя вам приходилось снимать?- Человека (шутка). В Киргизии на границе с Китаем снимал снежных баранов. Специально готовил большую экспедицию, чтобы показать этих животных, которые сейчас на грани исчезновения. С каждым годом у меня растет чувство тревоги: мир, который я снимаю, находится в опасности! За последнее время ситуация осложнилась - нет больше того изобилия, что раньше. Не хочу сказать, что все исчезло, но все же… Например, сейчас в верховьях Чарына строится плотина, которая должна упорядочить гидрорежим реки. Но при этом может погибнуть уникальная колония снежного грифа, обитающая в каньоне близ этой реки. По сути, она будет затоплена.
Гриф - моя любимая фотомодель. Очень сложная птица. Живет высоко в горах. Сейчас работаю над проектом серии работ с несколькими видами грифов. Надеюсь, смогу представить этих птиц по достоинству. Грифы привлекают меня с детства. Все любят беркутов, но у них такой банальный вид! А грифы большие, но какие-то беспомощные, и у них очень ироничный взгляд. Хотя проецировать человеческие эмоции на животных не совсем правильно. У Пришвина есть такая новелла: он из ружья ранил ворону, та села на дерево. К ней подлетела другая ворона, и Пришвин начал размышлять о том, что она, наверное, жалеет раненую, а потом подумал: может, ждет, когда та умрет, чтобы съесть?
- С птицами понятно. А почему вы не работаете в столь популярном у фотографов жанре, как ню?
- У меня очень ревнивая жена...
- Она, кстати, снимает сама?
- Да. Но больше ассистирует мне на съемках.
- В выставке “Фотография года” вы участвовали впервые. Новичкам везет?
- Был приятно удивлен своей победой. Я сдал всего четыре работы, и из них “Удод” получил Гран-при, а “Серебристые чайки” - третье место.
- Фотография - ваше хобби. А чем на жизнь зарабатываете?
- В обычной жизни я дизайнер интерьеров, этим и добываю хлеб насущный. Правда, подумываю серьезно заняться фотографией и из любителей перейти в профессионалы.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Нурлана КАЛЬЧИНОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

