15369

Верните мою дочь!

Верните мою дочь!Верните мою дочь!Послезавтра, 6 июля, исполнится ровно три месяца, с тех пор как гражданин Йемена Ахмед ЯХЬЯ АХМЕД ХАКИМ отказывается возвращать своей бывшей жене их общую дочь. 6 апреля он увез свою 14-летнюю дочь Марьям ЯХЬЯ АХМЕД (на правом снимке) к себе на родину, получив от ее матери-казахстанки Арзугуль ЯХЬЯ (на левом снимке) доверенность.

Арзугуль и Ахмед познакомились в 1992 году. Ахмед учился в одном из алматинских вузов. Через два года сыграли свадьбу. В браке прожили до июля 2003 года. Затем последовал развод по обоюдному согласию. Судья Турксибского районного суда, в котором проходил бракоразводный процесс, постановил оставить двоих детей - Расула и Марьям - с матерью. По словам Арзугуль, бывший муж против этого не возражал.
Кстати, до развода Ахмед успел отсидеть несколько лет в казахстанской колонии.
- Он одного араба похитил, - рассказывает она. - Тот ему деньги был должен и не возвращал. Мужа арестовали. Мы пытались помочь Ахмеду, продали нашу трехкомнатную квартиру, чтобы оплатить услуги адвоката, но это не помогло: Ахмеда посадили. Пока он сидел в тюрьме, я поняла, что уже не смогу быть настоящей мусульманской женой и жить только по законам шариата. Ведь пока его не было, приходилось воспитывать детей самой, работать не покладая рук. А он хотел, чтобы я сидела дома и читала намаз, поэтому мы развелись. После развода Ахмед женился на гражданке Ирака Шааде, у которой уже было двое детей от первого брака. Несмотря на это, у нас сохранились теплые дружеские отношения. Ахмед с Шаадой моих родителей называли папой и мамой. Мы постоянно друг другу помогали. Если его дети болели, я бежала на помощь, и наоборот. Все трудности и проблемы преодолевали вместе.

В апреле этого года у Шаады в Ираке скончался один из родственников, и ей нужно было срочно выехать в Арабские Эмираты, чтобы уладить вопросы с наследством. Она решила поехать вместе со своим мужем.
- Ахмед предложил взять с собой Марьяшку, - продолжает Арзугуль. - Сказал: пусть она съездит за границу, отдохнет. Обещал, что через несколько дней они вернутся. Я пускать не хотела, но потом подумала: у меня возможности показать детям мир нет и в ближайшее время вряд ли появится. Короче, дала согласие.
Для того чтобы дочь могла уехать с ним, Ахмед попросил Арзугуль выписать доверенность на его имя - о том, что он имеет право сопровождать несовершеннолетнюю девочку в поездках по ближнему и дальнему зарубежью. Нотариус, к которому обратилась Арзугуль, оформила доверенность на три года. На эту деталь, ставшую в итоге роковой, Арзугуль тогда не обратила внимания...
- 6 апреля они улетели в Шарджу, а оттуда, как говорил Ахмед, собрались отправиться на автобусе в Дубай, - говорит Арзугуль. - И все! Ни звонка, ни сообщения. Поначалу я особо не переживала, думала: может, у них проблемы со связью или еще что? Но когда прошло пять дней, а они не вернулись, я начала поиски.

В первую очередь Арзугуль обратилась в Международную организацию по миграции (МОМ). Но там ей помочь не смогли, так как человек, оформлявший документы Ахмеду и его супруге Шааде, был в отпуске. Пришлось ждать.
- Когда эта женщина вышла на работу, она сообщила, что МОМ оказал помощь Ахмеду и его семье в оформлении документов для добровольного возвращения на родину, - кусает в досаде губы Арзугуль. - Оказалось, что в Шардже они пересели на другой самолет - в Йемен. Правда, меня успокоили: мол, дочери была оформлена виза на два месяца - до 5 июня, по истечении этого срока Марьяшка должна была вернуться на родину в сопровождении отца. Женщина из МОМ помогла найти номер телефона Ахмеда в Йемене. Я с трудом до него дозвонилась. Он сказал, что все нормально, просто возникли непредвиденные обстоятельства, и как только он их решит, сразу же вернется. После этого я еще несколько раз звонила ему - хотела поговорить с дочерью, но он под различными предлогами отказывался позвать ее.
Поняв, что ее обманывают, несчастная мать бросилась обивать пороги государственных учреждений и международных организаций. В казахстанском представительстве Интерпола, по словам Арзугуль, отказались объявлять Ахмеда в международный розыск до тех пор, пока на него в Казахстане не будет заведено уголовное дело.

Арзугуль написала письмо премьер-министру РК Кариму МАСИМОВУ. Тот поручил разобраться МИД Казахстана. Оттуда это поручение спустили в ДВД Алматы, а те - в Турскибское РУВД южной столицы.
- Меня стали вызывать на допросы, обещали помочь, но затем заявили, что в действиях бывшего мужа нет состава преступления, так как я сама выписала доверенность на три года. Поэтому никаких оснований для возбуждения дела нет, - говорит Арзугуль. - Во всех инстанциях мне говорили: мол, я сама виновата - нужно было думать, прежде чем отпускать дочь. Но откуда я могла знать, что все так обернется? Ведь у нас были хорошие отношения. Я не могу понять и Шааду. Ведь она тоже мать! Как она могла допустить такое?!
Тем временем родственники Арзугуль вышли на представителя йеменской общины в Алматы. Выяснилось, что он знает Ахмеда. Обещал помочь.

- После этого от Ахмеда стали приходить SMS-сообщения: мол, я неправильно воспитываю дочь, здесь, в Казахстане, Марьяшка не сможет стать настоящей мусульманкой, а он ее воспитает по канонам шариата. Еще он писал, что она счастлива, во мне не нуждается, и просил, чтобы я оставила их в покое, - плачет женщина. - На звонки мои он перестал отвечать. Я ему стала тоже писать SMS. Именем Аллаха просила вернуть дочь. А он в ответ пригрозил, что еще и сына увезет. Я умоляю всех, кто может помочь вернуть Марьяшку, не остаться равнодушными к моей беде...
Остается добавить, что свою доверенность Арзугуль аннулировала, но ее бывшему мужу от этого ни холодно ни жарко: у Казахстана нет дипломатических отношений с Йеменом.
За комментариями мы обратились в Министерство иностранных дел РК.
- Мы занимаемся этим вопросом, - сообщил газете “Время” руководитель пресс-службы МИД Ильяс ОМАРОВ. - Мы проинформировали наше посольство в Республике Египет, а также посольство Йемена в Москве о данном инциденте. Виза у девочки в Арабские Эмираты действительно истекла 6 июня, но, возможно, отец оформил ей годовую визу в Йемен, хотя достоверно мы этого не знаем. Тем более, насколько мне известно, по йеменским законам в случае развода родителей дети всегда остаются с отцом. Но самая большая проблема в том, что в арабских странах рано выдают девочек замуж. Если это произойдет с Марьям, то ее уже не вернешь. Никакие “дипломатические каналы” не помогут. Это внутрисемейный конфликт. Им нужно самим его решить. Но мы от помощи не отказываемся - делаем все, что в наших силах.

Узнать, почему следователь Турксибского РУВД Маргулан ДЖУМАДИЛОВ не возбуждает уголовное дело, нам не удалось. Ни сам Джумадилов, ни его руководство на телефонные звонки не отвечают.
- Заявление от гражданки Яхья принято и зарегистрировано, - рассказал нам по телефону начальник управления по работе со СМИ и общественностью департамента языковой политики и информации МВД РК Олег ИВАЩЕНКО. - Дело передано следственному управлению ДВД Алматы.
Между тем нам удалось дозвониться до отца Марьям Ахмеда ЯХЬЯ АХМЕД ХАКИМА.
- Это семейное дело, - заявил он. - Мы сами решим его. У меня есть доверенность на три года, которую дала Арзугуль, и девочка может жить со мной хоть год, хоть два. Ей здесь очень нравится, она счастлива.
Ахмед отказался передать Марьям трубку, пояснив, что он находится в другом городе. На вопрос, собирается ли он возвращать дочку матери в Казахстан, Ахмед ответил:
- Это дело папы и мамы. Пусть Арзугуль позвонит, и мы с ней все обсудим.
После чего связь прервалась...

Руслан БАХТИГАРЕЕВ,
ruslan@time.kz , фото из архива Арзугуль ЯХЬЯ и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть