10974

Ночной дозор

Ночной дозорМне позвонил начальник штаба управления дорожной полиции ДВД области Ахат АЛЬБЕКОВ и предложил… сменить профессию. Ненадолго. На одну ночь. Короче, он пригласил меня поучаствовать в ночном патрулировании города, но не в качестве журналиста, а… дорожного инспектора.

Я примеряю выданную мне форму, закрепляю бляху на нагрудном кармане. Мне прилаживают погоны.
- Мы решили “присвоить” вам внеочередное звание майора полиции.
- Служу Отечеству!
И вот я в дружном строю стражей дорог. Нам доводят задачи на предстоящее дежурство, сообщают номера угнанных автомобилей и приметы разыскиваемых преступников. Индивидуальный инст­руктаж: “Имейте в виду, водители бывают разные, могут и по матушке послать, и кулаками помахать. Главное, не вступать с ними в перепалку и сохранять спокойствие!”.

Ночной дозор- А представляться корреспондентом газеты “Время”?
- Ни в коем случае! Говорите: “Инспектор дорожной полиции майор Выборнова”. Если будут дополнительные вопросы, скажите: служите в Алматы, прибыли по обмену опытом.
С заместителем командира отдельного батальона дорожной полиции Русланом ЕРГЕНОМ колесим по вечернему Таразу. Ну надо же, когда сама за рулем, кажется, что столько “придурков” на дороге: тот на “встречку” выедет, другой дальний свет врубит… А тут - просто образцово-показательное дорожное движение! А напарник делится наболевшим:
- Это они, видя патрульную машину, так ездят. А там, где нет наших инспекторов, картина совершенно иная. У нас за пять месяцев 96 погибших, 203 раненых. К сожалению, не хватает личного состава, чтобы все охватить. Нам бы на область еще 50 - 60 экипажей… Нарушителей - море. Одних только пьяных за рулем мы задержали 1325 человек. И вот, представьте, везем такого на экспертизу, а он не хочет дуть в алкотестер, а напрашивается сдать кровь и мочу. Заметьте, не случайно. В Алматы почему-то сразу делают анализы, а в Таразе на это уходит полдня. За это время наш задержанный успевает договориться, задействовать свои “крыши”. В итоге он абсолютно трезв (на бумаге) и пышет праведным гневом: какое мы имели право возить его, не бравшего в рот ни капли алкоголя, в наркологию?!

Между тем пора заступать на пост. Руслана сменяет командир 1-го взвода Еркен ХАЛМАТОВ. Дислоцируемся чуть ниже центрального перекрестка, возле драмтеатра. А останавливать-то некого: завидев нас, водители резко сбавляют скорость. Внезапно меня осеняет:
- Что же мы здесь стоим у всех на виду, давайте отойдем подальше, - предлагаю своему напарнику.
Он внимательно на меня смотрит:
- Поздравляю. Вы уже мыслите по-гаишному!

Ночной дозорНо вот и первый нарушитель. Бодрым шагом направляюсь к повиновавшейся моему жезлу “Тойоте”. У водителя вытягивается лицо:
- У нас что, теперь женщины дежурят на трассе?
- Майор дорожной полиции Выборнова…

- Галина Выборнова? Вы что, здесь подрабатываете?
- Нет, выполняю секретное поручение партии “Нур Отан”. Ваши документы. Вы пересекли двойную линию.

- А вы знаете: здесь две двойные линии, и это вводит водителя в заблуждение...
Еркен, - шепчу подошедшему коллеге. - Какой умник придумал провести новую “двойную” и оставить старую? Не стоит парня штрафовать”. - “ Да, есть такое дело, - смущенно отвечает майор. - Это ТОО “Транссигнал” разметкой занимается, вместо того чтобы вбивать разметку, они ее краской нарисовали, вот она и сравнялась по цвету с прежней”.
Внезапно поступает сообщение с трассы, ведущей за город. Там, кажется, что-то случилось, и мы мчимся туда.
- Вот, - волнуется молоденький инспектор. - Превысили скорость, а протокол подписывать не хотят. Еще и хамят!
Двое кипятившихся мужчин, по всей вероятности, отец и сын, вдруг замолчали - видимо, не ожидали встретить “инспектора в юбке”.
- Да мы, это… на похороны торопимся…

...Время близится к четырем утра. У нас уже несколько составленных протоколов: превышение скорости, тонировка, выезд на встречную. Не стыдно будет начальнику дорожной полиции в глаза смотреть. Не хватает, правда, “ два и пятого”. Это, как объяснил командир, нетрезвый водитель. Пункт “2.5” старых еще ПДД означал запрет на пьянство за рулем.
Но что это? “ Мерседес” без заднего госномера. Тормозим. Из него выбирается тучный мужчина с характерным запахом изо рта. Вот вам “два и пятый”. Да у него еще и прав нет! Пока разбираемся с г-ном “Насыровым”, как он отрекомендовался, ребята задерживают водителя “жигуленка” - тоже без документов и такого же “два и пятого”.
- Да я здесь рядом живу, меня братишка (указывает на хозяина “мерса”. - Г. В.) попросил приехать. Пожалуйста, отпустите меня. Я тоже, как и вы, из правоохранительных органов. Вам не жалко моих троих детей?
- А вам не жалко чужих детей, которые могут погибнуть из-за вашей хмельной езды? И не провоцируйте меня на коррупционное преступление, закон един для всех. Кстати, где вы служите?..
Везем обоих в наркологический диспансер, то бишь на объект № 7.

А дальше начинают происходить очень интересные вещи… Наши герои пытаются менять имена и фамилии, наотрез отказываются сдавать алкотест. Согласны только на кровь и мочу. Но не теперь. Попозже. Сейчас им “не мочится”. Между тем во дворе наркодиспансера появляются новые лица. Кажется, я их где-то видела. Правда, нынче они в гражданской одежде. Кому-то все звонят… Наконец самый смелый из них решил прекратить играть в прятки и, представившись старшим инспектором по ОВД (особо важным делам) ДБЭКП по Жамбылской области Кайратжаном БАЙКАЗАКОВЫМ (кстати, его фамилия фигурировала в доверенности на одну из остановленных машин), раздраженно произнес, что задержанный “ Кайрат Жапаров” на самом деле инспектор юридической службы Жасулан ЕСЕНБЕКОВ. А тот, к кому он спешил на выручку, водитель “мерса”, оказался не “Насыровым”, а Муратом КАСЫМБЕКОВЫМ, предпринимателем из Жуалы и родным братом следователя финполиции.
Как и предполагалось, результаты экспертизы оказались готовы только во второй половине дня. Согласно заключению врача Турахмета ИСАТАЕВА, сидящего как раз напротив плаката “ Скажем коррупции - нет!”, инспектор финпола ночью был “ трезв”, а сельский предприниматель - в состоянии, определяемом формулировкой “ установлен факт употребления алкоголя, признаков опьянения не выявлено”.

Мой ночной дозор подошел к концу. Я сложила в целлофановый пакет форму и бляху. И… приступила к своей привычной деятельности. Сначала позвонила в финпол и поинтересовалась, будет ли иметь какие-то последствия ночная езда без документов правонарушителя Жасулана Есенбекова.
- Его уже привлекли к административной ответственности, поэтому других наказаний не предвидится, - ответил пресс-секретарь ДБЭКП Максат АЛТЫНБЕК.
Еще один звонок я сделала главврачу областного наркодиспансера Жакыпу ЖЕКСЕМБИЕВУ.

- Скажите, может быть такое: у человека явный запах алкоголя, а он трезвый?
- Может. Есть такой фермент, расщепляющий этиловый спирт. У кого-то его больше, у кого-то меньше…

- А бывает так, что у лиц определенной социальной принадлежности, к примеру, у финансовых полицейских, этого самого фермента меньше?
- Я понимаю вашу иронию. Но меня в тот день на работе не было. А врачи, как пять пальцев на руке, они разные…

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail:
vibornova@time.kz , фото Ольги ЩУКИНОЙ

Поделиться
Класснуть

Свежее