Дальше бежать некуда
В Казахстане нашли приют 4500 беженцев, из них более пятисот человек зарегистрированы в южной столице. Для них, как и для организаций, занимающихся вопросами убежища, 20 июня - не праздник, а скорее возможность привлечь внимание общественности к одной из наиболее жгучих проблем современности.
Семья Абдул Сатар ШОКУРИ из Афганистана живет в Алматы почти десять лет. Он, бывший генерал-лейтенант афганской армии, в пятьдесят лет был вынужден покинуть родину после прихода талибов к власти.
-
В наш город Мазари Шариф моджахеды пришли ночью, мы даже постели убрать не успели, - рассказывает Абдул Сатар Шокури. -
Первыми подверглись преследованиям офицеры и сотрудники спецслужб. Я был генералом, а это означало смерть для меня и моей семьи. Бегство - это ужасно, но я спасал своих детей. Мне рассказывали потом, что буквально на следующий день после прихода новой власти улицы города были завалены трупами, которые вывозили на тележках. Естественно, первым делом я обратился в Министерство обороны и попросил защитить мою семью. На что мне сказали: “Ты же генерал - защищай себя сам”. Спасибо, сделали загранпаспорта и дали добро на то, чтобы я покинул Афганистан. Нас радушно принял Казахстан. Здесь мы обрели второй дом и получили поддержку. Конечно, мы скучаем по родине, но вернуться туда вряд ли когда-нибудь сможем. Надеемся, что закон о беженцах определит нашу дальнейшую судьбу.
Для людей, которые обрели кров в нашей стране, принятие закона о беженцах - один из самых актуальных вопросов. Казахстан в 1999 году присоединился к Конвенции 1951 года о статусе беженцев, тем самым взяв на себя обязательства по их защите. Но, к сожалению, на сегодняшний день только афганцы признаются нашим государством беженцами и получают правовую и социальную помощь. В республике также обрели кров узбеки, чеченцы, уйгуры из Китая, киргизы, а также жители Ирака, Сомали, Эфиопии, но они живут в состоянии неопределенности и не имеют никаких социальных благ.
-
Эти люди сталкиваются с огромным количеством проблем, решить которые они смогут лишь при поддержке государства, приютившего их и ставшего им второй родиной, - говорит
глава представительства Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН (УВКБ ООН) в Казахстане Сезар ДЮБОН. -
Именно поэтому мы с таким нетерпением ждем принятия закона о беженцах, который сейчас находится на последней стадии рассмотрения. Надеемся, что до конца года его одобрит правительство, и он будет соответствовать международным стандартам. Этот закон предполагает равное отношение ко всем лицам, ищущим убежища - вне зависимости от того, из какой страны они прибыли. Изменится и правовой статус тех же узбеков, уйгуров и других беженцев. Они получат доступ к здравоохранению и образованию, а также смогут легально приносить пользу экономике республики.
- В нашем регионе только в Казахстане нет закона о беженцах?
-
Еще в Узбекистане. В остальных странах Центральной Азии закон действует и значительно облегчает жизнь беженцам. К сожалению, в Казахстане пока еще имеют место исчезновения беженцев и их аресты. Например, в прошлом году был прецедент, когда к нам обратился очевидец андижанских событий 2005 года. Мы его отправили в миграционную полицию, чтобы он зарегистрировался, а его там задержали, потому что имя фигурировало в списке разыскиваемых. Несколько месяцев человек просидел в следственном изоляторе, пока нам не удалось провести процедуры определения ему статуса беженца. Только после этого его отпустили, а мы благополучно переселили человека в Швецию.
- Все ли люди, претендующие на статус беженца, получают его?
-
В 40-45 процентах случаев в определении статуса беженца мы отказываем. Отказы - это не негативная практика. Просто существует порядок, по которому государство или Управление по делам беженцев ООН определяет, действительно ли человек имеет основания получить такой статус. Некоторые просят убежища в поисках лучшей жизни. Мы изучаем все факторы, повлекшие бегство человека из его страны, и после этого либо даем статус, либо отказываем.
-
В Алматы беженцы попадают самыми разными путями, причем порой незаконно пересекая границу, - вторит г-ну Дюбону
директор департамента по миграции г. Алматы Гульсара АЛТЫНБЕКОВА. -
Например, сейчас мы разбираем дело прибывшего из Судана молодого человека. Он находился там в лагере для беженцев, потом попал в Россию, а оттуда добрые люди помогли ему, отправив в Алматы в фуре… Если подтвердится, что на родине его жизнь подвергалась опасности, то он получит надлежащую защиту в нашей стране. Принятие закона о беженцах значительно облегчит нашу работу и поможет определить дальнейшую судьбу многих беженцев. Многие находятся в Казахстане около 10 лет. Их паспорта, полученные на родине, уже просрочены. Поэтому обязательно нужен законодательный акт, который регламентировал бы легальное пребывание этих людей здесь и выдачу им новых документов.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото автора, Алматы
Кстати
По данным Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН, в мире насчитывается около 42 миллионов человек, насильственно лишившихся крова вследствие войн, конфликтов и преследований по политическим и религиозным убеждениям, расовой и этнической принадлежности.

