7139

Портрет гражданки на фоне страны

Портрет гражданки на фоне страны“Крыша”

- Светлана, тебе не кажется, что у тебя вызывающего цвета волосы?
- Я была блондинкой, тоже было неплохо, но одна подружка сказала: Света, это не ты.

- Как добиться столь насыщенного малинового окраса?
- На этикетке написано “бордо”. На мне он получается таким, как видишь. Ко мне молодые мужики на улице подходят: простите, это не парик? Не верят и дергают за волосы.

- Тебя раньше дергали, и очень больно, из-за твоего бизнеса.
- Ты о моем ресторане? Был ресторан и брачное агентство при нем.
Когда мы еще строились, ко мне пришли люди, и один из них сказал, что он будет моей “крышей”. Потом нашелся еще один человек, который сказал: я ее буду “крышевать”, а тот первый и говорит ему: ушел - и умер!

- Почему ты их не называешь бандитами?
- Ничего плохого не могу сказать о своей первой “крыше”. Он не мешал мне работать.

- Ты отстегивала ему энную сумму?
- Никогда! Только кормила, когда он приходил с друзьями, но это было не более четырех человек и не так часто, не каждую даже неделю. Потом, когда его посадили, ко мне приходила его жена и просила какие-то блюда сделать в тюрьму. Я готовила.
Тогда же пришли совершенно другие люди. Их не надо было кормить, они мне сказали, что 20 числа каждого месяца я им должна “откидывать”.
У меня не было таких денег. Они сделали предупреждение: 4 ноября моему сыну Сеньке переломали обе пятки. Как цыпленку: один дер­жит, а второй по пяткам битой - шах! У сына на каждой ноге было штук по 18 спиц Елизарова.
Когда представители новой “крыши” появились в третий раз, я кинула им пакет документов на ресторан.

Олимпиады

- Я поняла, что из капкана мне не выбраться. Куда-то надо бежать. В 1996 году была Олимпиада в Америке, я хотела поехать и исчезнуть там, чтобы перебраться потом в Канаду. Были уже готовы документы, но однажды я подумала, а вдруг за границей мне с дочкой будет голодно, а в Канаде холодно, и выбрала другое место - Австралию! Самая актуальная поговорка в этой теплой стране: нет хуже врага, чем старый мигрант. Мы приехали в июне, а в июле все льготы для приезжих начали рубить…
Без знания языка пошла искать работу. Устроилась в дом престарелых на 40 человек: две палаты мужские, остальные - женские. Работала в прачечной.

- Дочь большого чиновника, у которой тут были рестораны...
- Я перемыла полы половине Сиднея! Почему у меня было много клиентов? Я отодвигала холодильники, шкафы, все вымывала, у меня был такой авторитет мойщицы! В доме престарелых я нашла любимую подружку, которая поставила мне язык, ей был сто один год.
В 2000 году накопила деньги, чтобы купить машину. Страна готовилась к Олимпиаде, и я услышала рекламу: авиабилеты подешевели на 50 процентов! Прибегаю домой: “Светка, есть такая возможность домой слетать!”. Она обрадовалась: “Я по дедушке соскучилась”. Мне дали выездную визу на месяц.
Мы прилетели, я увидела отца в ужасном состоянии и сына…
Отмыла все за неделю, стала их откармливать. Как сейчас помню, батя пошел в больницу, он обслуживался в совминовской, а через два месяца умер.
Я не могла психологически уехать обратно. Не могла сказать моим мужчинам: я поехала жрать бананы за один доллар вот такой веник, на котором висят штук 50, а вы как хотите, так и живите…

- Теперь об этом жалеешь?
- Однозначно ответить не могу.

- Ты бы там в 61 год мыла полы?
- Ну и что? Представь себе, там бы я имела 10 долларов в час. 80 долларов - это большая тележка в магазине, доверху заполненная продуктами, которых нам хватало с дочерью на три недели.

- Но у нас ты не идешь мыть полы, а хочешь, наверное, открывать рестораны?
- Кто мне в мои 60 лет даст кредит? Под что? Под мою саманную квартиру, которая недавно у меня появилась? Я готова работать кем угодно, но меня никуда не берут.

Потеря дома

- Какое-то время мне помогали с работой люди, которым когда-то помог мой отец, батя был завотделом финансов труда и заработной платы Совмина КазССР, 10 лет - президентом Федерации волейбола Казахстана. Но за восемь месяцев до моей пенсии меня сократили, мы остались без средств.
И тут у меня появилась возможность взять 12 соток земли в Ужете, тут же давался кредит от банка под строительство. Я сломя голову продала дом, закрыла все дырки: оплату учебы дочери, отдала долги…
Мы с дочкой одну квартиру снимали, сын с женой - другую. Я уже старая, дочка еще маленькая, мы оформляли все под сына и его жену. Но полтора года назад мой сын погиб, его переехала машина. Через несколько дней погибает жена сына. Автокатастрофа. Она и водитель скончались сразу же на месте, а ее мать - через две недели. Вот три могилы у меня стоят одна к одной. Это можно пережить, скажи мне? Видишь - живу.
Когда Сеньки не стало, я не стала бегать к его жене: где документы на землю? Не до этого было. Когда сноха погибла, не буду же гнобить ее мать в больнице с этими документами, а тут и мать умирает. И все - нету ничего: ни документов, ни земли. Мы с дочкой полтора года были бомжами.
Ты как-нибудь нежно и корректно напиши: есть один мужчина... Слов нет, чтобы сказать, какой это хороший человек! Он дал деньги на двухкомнатную квартиру в районе аэропорта. Это отец моей дочери.

Контроль

- В Австралии у меня остались пенсионные отчисления, вот их я никак не могу получить. Хотя сами они постоянно напоминают мне о них, присылая письма.

- Большая сумма?
- 804 австралийских доллара. Сумма с каждым годом растет.

- Не легче ли забыть о них?
- Это 60 тысяч наших тенге. Я их честно заработала.

- Как же ты с такой беспокойной душой умудряешься делать такой сложный маникюр?
- У меня есть подружка, мне в дочки годится, она мне делает такие подарки.
Может быть, это единственное, что я могу контролировать в этой жизни: волосы и ногти.

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
ismailova@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть

Свежее