9109

Бесправная защита

Бесправная защитаК арестованному в конце мая экс-главе “Казатомпрома” Мухтару ДЖАКИШЕВУ по-прежнему не пускают выбранных его семьей защитников - даже тех, у кого имеется доступ к государственным секретам. Об этом на прошедшей вчера в Алматы пресс-конференции заявили его супруга Жамиля ДЖАКИШЕВА (на снимке), адвокаты Данияр КАНАФИН и Нурлан БЕЙСЕКЕЕВ, а также общественный защитник от профсоюза “Казатомпрома” Асылхан ДЮСЕМБИН.

Как рассказала Жамиля Джакишева, 5 июня ей позвонил адвокат Игорь СПИРИДОНОВ и сообщил, что его назначили защитником ее мужа. Но женщина не верит, что адвокат действительно защищает интересы Мухтара Джакишева. Тех же защитников, в которых она уверена, КНБ не допускает к участию в деле.
- 27 мая я официально вручил органу предварительного следствия ходатайство о допуске меня к делу, - говорит адвокат Нурлан Бейсекеев. - К нему был приложен ордер адвоката, предоставляющий мне право такого участия: у меня есть допуск к госсекретам. Согласно закону, такое ходатайство должно быть рассмотрено в течение трех дней. Но до настоящего времени я так и не знаю, допущен я к этому делу или нет.
Заместитель директора юридического департамента “Казатомпрома” Асылхан Дюсембин был назначен общественным защитником Мухтара Джакишева, его охранника-водителя Талгата КИСТАУБАЕВА и вице-президентов компании Малхаза ЦОЦОРИЯ, Аскара КАСАБЕКОВА и Дмитрия ПАРФЕНОВА профсоюзом работников урановой промышленности и имеет доступ к госсекретам. Однако чекисты до сих пор не ответили на его ходатайство.

- 26 мая я сдал весь пакет документов следователю ШАЙКЕНУ, - говорит Дюсембин. - Он сказал: в течение трех дней мы получим подтверждение на ваш допуск, и после этого вы без проблем будете принимать участие в деле. 2 июня я кое-как до них дозвонился. Трубку поднял следователь и, не представившись, сказал: о вашем участии в деле будет принимать решение Владимир ШКОЛЬНИК ( новый глава “Казатомпрома ”. - М.А.). Я сразу же вылетел в Астану и 4 июня утром добился, чтобы сотрудники КНБ вышли на улицу. Я спросил у них: а что, Школьник с сегодняшнего дня является руководителем следственной группы? Почему он решает вопрос, кого допускать, а кого - нет? Они улыбнулись и говорят: ладно, в течение трех дней дадим ответ. Но ответа нет до сих пор! Мне не отказывают, но и не разрешают. Я также хочу добавить: о какой секретности может идти речь, если депутаты дело уже изучили, сказали, кто преступник, а кто - нет, правильно ведется дело или нет? Хотя они не юристы! А для адвокатов это почему-то секретно!

Коллега Дюсембина Данияр Канафин, которому КНБ отказал в допуске из-за отсутствия у него доступа к госсекретам, считает, что это противоречит статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
- Это грубое нарушение права на защиту и квалифицированную юридическую помощь, - говорит он. - В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством каждый обвиняемый и подозреваемый либо его родственники вправе сами пригласить защитника для участия в деле. Но эти положения УПК нарушены.
Жамиля Джакишева напомнила журналистам о показанном на днях по телеканалу “Хабар” документальном фильме “Криминальный уран”.
- Еще не прошел суд над человеком, а его уже сделали преступником! - возмущалась она. - В фильме три раза Мухтара назвали преступником. Но существует же презумпция невиновности! К тому же сначала говорят, что дело секретное, а потом тут же снимают о нем фильм. Получается, это тоже разглашение тайны! Сотрудникам КНБ надо бы определиться...

Под занавес пресс-конференции супруга Мухтара Джакишева заявила о своем намерении последовать примеру жен бывших вице-президентов “Казатомпрома” и подать жалобу в международную правозащитную организацию Human Rights Watch. Также она сообщила, что уже обратилась в Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее