Тампон подкрался незаметно...
Три ведущие казахстанские правозащитные организации - алматинский Хельсинкский комитет, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности и общественный фонд “Хартия за права человека” - выступили с резкой критикой Центра ОБСЕ в Астане. Поводом стало проведение этим центром совместно с Казахстанским институтом стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) и Казахским национальным университетом им. аль-Фараби двух научно-практических конференций, посвященных межрелигиозной толерантности и региональной безопасности. Правозащитники заявили, что они бойкотировали эти мероприятия из-за приглашения на них в качестве эксперта
профессора Е. БУРОВОЙ. Почему же этот, казалось бы частный, случай привел к такой бурной реакции?Слово “ экспертиза” происходит от латинского expertus - опытный, сведущий. Применительно к судебному процессу можно сказать, что некое лицо, обладающее специальными знаниями, имеющее опыт и признание в научной среде, проводит исследование и дает заключение по вопросам, которые ставят перед ним следователь, прокурор, судья.
Предполагается, что это лицо действительно обладает знаниями, оно компетентно и беспристрастно, средства и методы проведения исследований научно обоснованы, экспертиза отвечает требованиям всесторонности, полноты и объективности. Лицо, проводящее экспертизу, осознает ответственность, заботится о своей репутации, особенно с учетом того, что его заключение может иметь правовые последствия в виде решения по конкретному гражданскому делу или даже приговора к лишению свободы. Это в теории, а на практике….
2002 год
2002-2003 годы
Дело “ Рахат Алиев против “Интерньюс-Казахстан”. Истец усмотрел оскорбление его чести и достоинства в распространенном сообщении, где были строки: “… Эксперты по СМИ говорят, что … первый заместитель председателя КНБ РК Рахат Алиев владеет или контролирует (прямо или косвенно) несколько телерадиосетей, объединенных неформально в медиахолдинг…”. Истец это категорически отрицал (хотя сейчас уже всем известно, что так оно и было). В заключении, подготовленном экспертами Э. СЛЕПАКОВОЙ и
Е. БОГОДУХОВОЙ, анализируется текст якобы из информации, распространенной “Интерньюс-Казахстан”: “ Р. М. Алиев … неформально - не в принятом порядке, неофициально ... фактически владеет и контролирует несколько казахстанских СМИ”, из чего делается вывод, что “Р. М. Алиев, будучи сотрудником государственного учреждения - первым заместителем председателя КНБ РК … занимается частнопредпринимательской деятельностью”.
Не буду обращать внимания на то, что “владеть и контролировать” не всегда означает заниматься частнопредпринимательской деятельностью (можно, например, передать свой контрольный пакет акций в доверительное управление, пока находишься на государственной службе), что формулировка “владеть и контролировать” не может опорочить чью-либо честь и достоинство, а может быть только достоверной или недостоверной информацией. Но помимо этого эксперты переставили в тексте слова! Они анализируют текст, где слово “неформально” находится совершенно в другом месте, придавая ему действительно некий негативный смысловой оттенок. Такой вот “ научный” подход: меняешь слова местами и исследуешь собственный текст.
2004-2005 годы
Дело о ликвидации партии “ Демократический выбор Казахстана” за заявление, сделанное после парламентских выборов 2004 года, в котором эта партия сообщает, что оставляет за собой право призвать граждан к “акциям гражданского неповиновения”. Любой политолог, даже студент соответствующего факультета, знает, что акции гражданского неповиновения - это акции ненасильственного характера. Концепция этого гражданского действия связана с именами Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга, убежденных сторонников ненасилия, о чем говорится во всех политологических словарях и учебниках. Эксперты А. САГИДАН и Н. АБИШЕВА, использовав толковый словарь русского языка, сделали анализ словосочетания “ акции гражданского неповиновения” отдельно по словам: “ акции”, “ гражданского” и “ неповиновения”, после чего пришли к выводу, что в определенных обстоятельствах “ неповиновение” может привести к насилию. Заключения известных в научной среде Казахстана политологов Б. АБДЫГАЛИЕВА, Б. НУРМУХАМЕДОВА и филологов Р. КАРЫМСАКОВОЙ и Ж. АМИРОВОЙ, пришедших к совершенно противоположным выводам, судом были просто проигнорированы.
2008-2009 годы
Последовательницу Церкви Объединения Е. ДРЕНИЧЕВУ осудили к двум годам лишения свободы ( позднее это наказание заменили штрафом. - Е. Ж.) за совершение преступления против мира и безопасности человечества ( так записано в приговоре. - Е. Ж.). Она прочитала лекции о религиозных воззрениях своей церкви. Согласно экспертизам, проведенным экспертами Е. БУРОВОЙ, Ж. БАЙСАЛБАЕВОЙ и А. УСТИМЕНКО, в лекциях Дреничевой осуществляется пропаганда неполноценности граждан по признаку принадлежности к роду человеческому. Учитывая, что Конституция Казахстана запрещает разжигание родовой розни, то очевидно, что, с точки зрения этих “экспертов”, такая рознь может разжигаться между родом человеческим и, видимо, божественным началом. А еще в экспертизе сказано, что вера в Бога снижает производительность труда, а любовь к Богу подрывает основы брачно-семейного законодательства Республики Казахстан?! Большой привет монахам и монашкам…
Шесть заключений известных в мире экспертов, ведущих религиоведов - профессора, автора более 30 научных трудов в области религиоведения, директора научного центра по религиозным исследованиям Калифорнийского университета Дж. Г. МЕЛТОНА (США), доктора права, доктора философии, лицензированного адвоката, автора восьми книг и более 200 статей по исследованию религиозных меньшинств, преподавателя Центра по подготовке судей Дж. Т. РИЧАРДСОНА (США), доктора философских наук, профессора, специалиста в области религиоведения, философии и социологии религии, автора свыше 200 научных работ по религиоведению, научного редактора энциклопедического словаря “Религиоведение” Е. С. ЭЛБАКЯН (Россия), а также казахстанских специалистов-религиоведов профессоров Я. Т. ТРОФИМОВА, А. И. АРТЕМЬЕВА, С. Ю. КОЛЧИГИНА - суд также проигнорировал.
Не пытаюсь делать обобщения в отношении экспертной деятельности в целом, но эти “экспертизы” дискредитируют как понятие “экспертиза”, так и науку в целом. Являясь кандидатом технических наук, автором более 100 научных публикаций, более 20 изобретений и обладателем соответствующих свидетельств, я привык относиться к специальным знаниям и науке очень серьезно. В отличие, к сожалению, от нашего суда в вышеописанных случаях, где на основе этих “экспертиз” были вынесены судебные решения.
На фоне явного отката с точки зрения уровня научных знаний, компетентности и профессионализма судебная экспертиза, особенно судебно-филологическая или, например, религиоведческая, то есть те, где выводы основаны на субъективных оценках, становится инструментом расправы над неугодными средствами массовой информации или религиозными общинами. Дискредитируя при этом и науку как способ познания мира.
Евгений ЖОВТИС, председатель Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

