6387

Слуга королевы

Слуга королевыКороткие пассы руками над шахматной доской, хитроумный ход - и белый король повержен. Шах и мат! Очень впечатляюще. На очередной восхищенный вопрос: “ Он - экстрасенс, да?!” - главный судья соревнований отвечает на автомате: “ Вы о его руках? Так они заменяют ему глаза. Если он не дотронется до фигур, не поймет, какой ход сделал соперник”. После этого в воздухе обычно повисает затяжная пауза. Самостоятельно догадаться, что Болат КАБЫЖАНОВ (на снимке - справа) живет в полной темноте, невозможно. К слову сказать, среди участников первенства города только он незрячий.

В перерыве между турами чемпионата города Болат охотно поделился впечатлениями о соревновании и показал самую большую свою драгоценность - шахматную доску для слабовидящих. Фигуры на нее не ставятся, а втыкаются. В каждой клетке - едва заметная дырочка. А шахматные воины, будь то пешка или ферзь, с острием на конце. Отличить черных от белых нетрудно: первые - гладкие на ощупь, вторые - с выемками.
- Вообще-то по правилам, принятым во всем мире, шахматист, играющий с незрячим соперником, обязан громко и отчетливо называть свои ходы, - поясняет Болат. - Но мне этого не требуется. Я чувствую каждую клетку…
Лет в шестнадцать он пришел в шахматную секцию при дворовом клубе и попросил тренера, чтобы тот написал на тетрадном листочке основные ходы. Через полгода с легкостью обыгрывал приятелей. Затем время от времени принимал участие в профсоюзных соревнованиях. Но по-настоящему Болат увлекся шахматами, только когда ослеп…

Слепота подкрадывалась медленно. И однажды свет для Болата померк. В 35 лет!
- Я не хотел вставать с кровати, - вспоминает он. - Мысленно я был готов к слепоте, но она все-таки застала меня врасплох. Как жить в мире, где есть только вечная мгла и какофония звуков, вдруг усилившаяся в десятки раз? Чтобы не сойти с ума, надо было срочно найти смысл и в этой, казалось бы, такой бессмысленной жизни.
Болат попробовал освоить азбуку Брайля. Писать он научился сразу, но вот чтение ему никак не давалось. Незрячие читают подушечками пальцев. Но у него они так огрубели во время работы на обувной фабрике и комбайновом заводе, что не чувствовали выпуклых точек, из которых складывались слова. Забываться на время ему помогала любимая музыка. Но не будешь же слушать магнитофон круглосуточно! И вот тут он вспомнил о шахматах. Первым, кто тогда сел с Болатом за шахматную доску, стал его двоюродный брат.
- Брат называл мне свои ходы, я - свои. Он постоянно выигрывал, пока однажды я зримо не увидел разыгрываемую партию! Это был переломный момент, впервые за долгое время партия закончилась моей победой!

С тех пор красочные шахматные баталии разворачивались даже во сне! Болат продолжает:
- Вы бы знали, с каким трудом мне удалось раздобыть ту самую шахматную доску для незрячих. В продаже таких нет, на заказ сделать никто не берется. Услышав о моих злоключениях, тогдашний председатель общества слепых Сухан Байрамович ГЕЛЕНЖАЕВ отдал мне свою! За что я ему безмерно благодарен.
За 15 лет с этой шахматной доской он объездил весь Казахстан и даже побывал в Греции!
- Болат Кабыжанов - один из сильнейших шахматистов Семея! - утверждает старший тренер сборной города Владимир СОРОКО. - Он многократно становился чемпионом города и области как среди инвалидов по зрению, так и среди зрячих. Став еще в 1994 году бронзовым призером Казахстана, он попал в сборную республики. В минувшем году в ее составе принял участие во Всемирной шахматной олимпиаде для незрячих в Греции. Наши шахматисты заняли восьмое место!

Каждый город для Болата Кабыжанова ассоциируется со своим запахом. Афины - это терпкий морской воздух и аромат цветочной пыльцы!
- Зрячие люди видят города, а я воспринимаю их на ощупь! - улыбается Болат. - Я трогал камни Акрополя и трон Персея, а вот к лабиринту Минотавра нас не пустили. Но, судя по рассказам, это грандиозное сооружение…
Когда после возвращения из Афин соседи спрашивали Болата: “ Где был?” - он отвечал: “ В раю!” Самое яркое впечатление - выделенные для него сопровождающие! Заботливые греки, улыбки которых Болат интуитивно чувствовал, были его глазами не только на соревнованиях, но и в элитной гостинице, шикарной каюте гигантского парома, лавочках с табличками: “ Говорим по-русски. Скидки - 30 процентов!”, прибрежных кафе, где вкуснейшие натуральные соки можно купить всего за 1 евро…

Оценить это по-настоящему может только житель города, где сопровождающий для незрячих - непозволительная роскошь. Семей - как раз такой. Сопровождающему Болата 63 года. Он живет на другом конце города, и у него восемь подопечных. Поэтому его услугами можно воспользоваться только в крайнем случае.
После смерти отца Болат остался с мамой и старшим братом - также инвалидами по зрению. Им самим нужны поводыри. Вот и получается, что соревнования - это чуть ли не единственная возможность для Болата вырваться из четырех стен. Но он не жалуется. Он вообще считает себя счастливым человеком.
- Когда теряешь зрение, необходимо заполнить образовавшийся вакуум. Мне в свое время помогло общество слепых. Благодаря ему я был обеспечен работой, ездил на первые турниры. Сейчас от этой мощной организации осталось только здание. Представляете, как сейчас тяжело незрячей молодежи? На соревнованиях по шахматам среди инвалидов по зрению сейчас редко встретишь человека младше 50 лет. Молодые сидят по домам один на один со своей бедой. Я с удовольствием обучал бы шахматам всех подряд. Мне даже предлагали для этих целей помещение в соседней школе. Но за пределами квартиры без сопровождающего я не могу сделать и двух шагов…

Эти слова известный шахматист, которому 14 августа вновь предстоит защищать честь Казахстана - на этот раз на Кубке мира в Баку, - произносит таким виноватым тоном, что хочется провалиться сквозь землю!

Милана ГУЗЕЕВА, lana_semey@mail.ru , фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть