11632

Денис УРУБКО: Меня тошнит от гор

Денис УРУБКО: Меня тошнит от гор26 мая при восхождении на вершину Лхоцзе (8506 метров) в Гималаях погиб известный казахстанский альпинист Сергей САМОЙЛОВ. Это печальное известие потрясло весь альпинистский мир, а для Дениса УРУБКО стало настоящим ударом. В этот день он вернулся домой после штурма двух восьмитысячников: зимой он покорил Макалу (8476 м), а весной - Чо-Ойю (8201 м).

- Сергей мечтал взойти на Эверест, после чего собирался завязать с альпинизмом, - говорит Денис. - Больно терять друзей, но альпинисты постоянно играют в прятки со смертью, и это наш выбор. Знаешь, когда мы с Серегой были на К2, я написал такие строки: “В районе нашего маршрута лавина падает стеной. Нам остается лишь минута, чтоб попрощаться, друг, с тобой”. Тогда Сергей очень ругался на меня за такие мысли. А вот как оно вышло. Он был одним из сильнейших альпинистов нашей страны с профессиональной точки зрения, и одним из надежнейших людей, которых я знал в жизни. Предположительная причина гибели - сход лавины. Пока его тело невозможно доставить на родину. На месте трагедии очень много снега, и поэтому транспортировку тела придется отложить, скорее всего, на осень.

- Ты к смерти относишься философски?
- У нас работа такая.

- Ладно, давай поговорим о твоих победах.
- Я рад, что вернулся домой со щитом, а не на нем. Хотя реальная угроза была остаться в горах - что на Макалу, что на Чо-Ойю.

Денис УРУБКО: Меня тошнит от гор- Восхождение на Макалу зимой - это событие, о котором до сих пор говорят...
- Я был безумно счастлив, когда стоял на вершине Черного Гиганта. Сбылась моя мечта. Это было, пожалуй, одно из самых сложных восхождений на восьмитысячники. И хотя я уже бывал там, но прекрасно понимал, что зимний Макалу просто так не пустит. Нужно было терпение - ждать хорошей погоды. Мы с Симоне МОРО поймали единственное “окно” за последние 30 лет и проскочили на вершину. Шли - как по канату над пропастью. Если что-то случилось бы: кошка отлетела или, не дай бог, заболел один, то второй тоже остался бы там. Возвращение стало бы невозможным. Мы верили друг в друга. Это нам помогло и спасло наши жизни.

- Недаром о тебе говорят, что ты не ищешь легких путей...
- Почему, иногда ищу. Я всегда стараюсь выбрать лучший маршрут - более интересный и сложный.

- Как это было с Чо-Ойю?
- Этот маршрут я увидел в 2001 году. Мы тогда акклиматизировались перед Лхоцзе (8516 м) и с Симоне гуляли в том ущелье. У меня тут же возникла мысль: вот здесь можно пройти новый маршрут. Я постоянно думал об этом, грезил... В этом году наконец представилась реальная возможность поехать туда и покорить Богиню Бирюзы (Чо-Ойю). Если путь на Макалу был сложным, то на Чо-Ойю - самым опасным. Шансов на возращение было очень мало. Стремясь взойти на вершину, мы попали в жуткую непогоду. Выпало больше метра снега. Лавинами нам просто отрезало пути к отступлению. Приходилось постоянно дюльферять (спускаться по веревке на крутых и отвесных стенах. - Н.П.). Кидаешь веревку со скалы - и она висит в двух метрах от скальной стены, а ты думаешь: Господи, как я спущусь? Хотя мы профессионалы и знаем, как работать в таких условиях, было очень страшно. Все могло закончиться в любой момент. Например, мы вышли на штурм и взяли с собой продуктов на семь дней. Я сказал непальцам в лагере, что если не вернемся через 10 дней, то сворачивайте лагерь и уходите. Мы вернулись на 11-й день, но база, к счастью, еще стояла на месте. Продуктов, конечно, не хватило. Мы растягивали их как могли, но последние двое суток не ели ничего. Хорошо, что газу хватило: мы пить могли иногда. Когда обратно по леднику шли, то передвигались от лужи до лужи. Второй раз в жизни смог обхватить ладонями свое бедро.

- Все 14 восьмитысячников ты покорил. Что теперь?
- Очень много интересных идей. Во-первых, обзавестись казахстанскими маршрутами на всех восьмитысячниках. Уже есть четыре таких маршрута. Конечно, моей жизни на это не хватит, но я надеюсь, что подрастающее поколение продолжит начатое мною. Еще в планах - построить дом, чтобы все мои близкие: дети, родители - жили со мной под одной крышей. И, конечно, опубликовать еще две свои книжки.

- Ты по-прежнему прапорщик?
- В прошлом году я получил высшее образование, и, надеюсь, мне присвоят звание лейтенанта. По крайней мере, представление ушло в Министерство обороны.

- В личной жизни какие-нибудь изменения произошли?
- Дети сильно выросли. Знаешь, самое большое счастье - это быть нужным своим детям. Когда приехал, дочка обняла и плачет от счастья, а старший сын Степан сейчас очень нуждается во мне. Так что собираюсь сейчас больше времени проводить с ними, тем более что сейчас меня тошнит от гор.

...В мае 2000 года Денис взошел на свой первый восьмитысячник - Эверест, а в мае 2009-го знаменитый “Снежный барс”, мастер спорта международного класса, армеец стал первым человеком в Казахстане и в СНГ, покорившим все 14 самых высоких вершин планеты.

Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz , фото из архива Дениса УРУБКО, Алматы

Поделиться
Класснуть