9436

Царские замашки

Царские замашкиБолее полувека Аби САРКЫНШАКОВ связан с железными дорогами республики. Это он добился пуска электрички Павлодар - Астана и электрификации участка железной дороги Павлодар - Экибастуз после 25-летней переписки сначала с правительством СССР, а потом и независимого Казахстана.
Но главное - он сохранил исторический вагон, построенный в 1913 году для царя Николая II на Петровском вагоностроительном заводе.

Этот вагон стал достопримечательностью Павлодара. Его посещают все высокопоставленные гости города. Еще бы: прежде он служил императору, затем отцу народов. В нем товарищ Сталин отправлялся отдыхать на юг, а после Bторой мировой войны - на Потсдамскую конференцию победителей. Спустя время раритетом пользовался министр путей сообщения СССР, позже - руководство Целинной железной дороги, а с 1977 года - начальник Павлодарского отделения целинной магистрали Аби Саркыншаков.
Угольные разрезы Богатырь, Восточный, экибастузские ГРЭС-1, ГРЭС-2... Бураны, метели... 10 лет вагон был вторым домом Саркыншакова.
В рабочем кабинете за массивным столом, сделанным, как и вся мебель, из карельской березы, могли бы уместиться человек восемь. В случае расширенного заседания предусмотрены откидные сиденья и столики. Рядом с кабинетом - спальное помещение, ванная. За ними - купе секретаря или адъютанта, пищеблок.
Вагон хоть и не совсем обычный, но какой-либо особой роскоши не имеет. Зато его система безопасности не знала равных. Бронированные двери, отделяющие жилую и рабочую части, весят по 250 килограммов. Открывались они лишь по сигналу изнутри и автоматически закрывались за входившим. Окна вагона были перекрыты 10-миллиметровыми стальными листами.

Когда вагону понадобился профилактический ремонт, его с трудом удалось пристроить на специализированный московский завод имени Войтовича. Никто не хотел браться за этого “тяжеловеса”. Он весил 98 тонн - вдвое больше обычного пассажирского. Оказалось, что днище вагона усиливали свинцовые пластины общим весом 32 тонны. Зачем? Затем, чтобы при любых обстоятельствах устоял “на ногах”. Даже после схода с рельсов.
Почему сталинский вагон достался именно Саркыншакову? Союзные министры и руководители железной дороги считали за честь дружить с ним. Придя более полувека назад на маленькую тупиковую станцию, он за короткий срок превратил Павлодарское отделение в самое крупное в мире - в год здесь перевозилось более 100 миллионов тонн грузов. Участвовал в строительстве важнейшего для СССР Экибастузского топливно-энергетического комплекса. Пустил сверхтяжелые поезда-гиганты, состоящие из сотен вагонов весом до 40 тысяч тонн, аналогов которым не было за всю историю железных дорог в мире. Опыт по вождению таких составов затем перенимали машинисты всей страны.

В 1987 году Аби Саркыншакович получил несколько предписаний от союзного начальства - вернуть в Москву “ шестиосный салон - вагон № 4, являющийся уникальным образцом отечественной техники”. Дисциплинированнейший человек, потомственный железнодорожник Саркыншаков впервые ослушался начальства. Ему: что за царские замашки! А он: не отдам, и все тут! Позже поступали заманчивые предложения продать или обменять антиквариат. Опять ни в какую!
- От вокзала тащил его три дня, подложив под колеса листовое железо, - вспоминает аксакал. - Асфальт немного повредил, но заплатил за ремонт. Зато теперь он стоит на полигоне как музейный экспонат истории нашего отделения. Ему здесь самое место!
Он уже открыл самую полную в СНГ библиотеку с железнодорожной литературой. Сейчас советник, консультант и помощник президента КТЖ Аби Саркыншаков собирается устроить на полигоне первую в Казахстане учебно-производственную базу для практического обучения специалистов железной дороги. Осталось смонтировать “рабочие места”.

Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail:
ovoronko@mail.kz , фото автора
Поделиться
Класснуть