Горшком назови!
В Писании сказано, что Бог создал человека из глины. Поэтому гончарных дел мастера называют ее божественным даром, а сосуд из нее - символом жизни. Почувствовать это смогли и участники мастер-класса двух известных казахстанских гончаров -
Марата САРСЕБАЕВА и
Алиаскара МУСАЕВА (на снимке), который прошел в минувшие выходные в Алматы....И закрутился гончарный круг. Под руками мастеров из мягкой коричневой массы, как по волшебству, вырастают стенки сосудов, расширяясь в крутобокое тулово, округляясь и принимая желаемую форму.
- У глины есть свой секрет, - делится Алиаскар Мусаев. - Когда садишься за гончарный круг, она сама подсказывает форму и как будто направляет твою руку. Работаешь с ней - и чувствуешь необыкновенный покой. Поэтому, когда нет настроения, к гончарному кругу лучше не подходить: состояние мастера обязательно отразится на изделии, после обжига оно может даже треснуть.
Гончар, горшкар, горшколіп, карамельник, скудельник - по-разному называли в старину мастеров гончарного дела. Их уважали и почитали, потому как считалось, что превращение простого куска глины в изящное изделие сродни настоящему волшебству. В Азии гончарным искусством мастера владели в совершенстве. На территории древних городов - Отрара и Тараза - до сих пор находят бесценные керамические изделия. И они не менее полно и интересно, чем письменные источники, могут рассказать об истории, времени и людях.
- Наши предки хранили еду только в глиняной посуде - она не теряла вкусовых качеств и долго не портилась, - продолжает разговор Алиаскар-ага. - Секреты гончарного мастерства передавались от отца к сыну. Самое первое в нашей работе - подготовить глину. Она месится, как тесто для выпечки хлеба. Сто потов сойдет, прежде чем можно будет положить ее на гончарный круг. Глина - удивительный природный материал: теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно - от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до роскошной вазы или изящного подсвечника, но только если вы будете с ней терпеливы.
- Долго ли обучаться гончарному ремеслу?- Это индивидуально. Нужно хорошо чувствовать глину - без этого ничего не получится. А еще человек должен быть терпеливым. Да вы сами попробуйте - и поймете, - обращается ко мне мастер.
Первым делом надеваю фартук.
- Возьмите в руки глину и помните ее, - советует Алиаскар-ага. - Почувствуйте ее энергию и тепло. Теперь придайте округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Запомните: глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков - зацентровать глину.
Гончарный круг начинает вращаться. Мои ладони накрывают комок глины, и я пытаюсь придать ему форму.
- Не торопитесь, - останавливает меня мастер. - Руки дожны скользить по глине, а большой палец быть все время в центре. Теперь потихоньку надавливайте им и придавайте форму будущему изделию. Начинать лучше с простых вещей - например, солонки или тарелочки. Наиболее тщательно следует делать днище - это самое уязвимое место у плоских изделий. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут вздуваться и трескаться.
...Мои пальцы последовательно и нежно лепят сначала цилиндр, затем кратер внутри цилиндра, придавая сосуду необходимую форму. Вот и готова моя первая солонка. Ловкое движение специальной проволочкой - и изделие отделяется от круга. Теперь солонке предстоит пройти долгий путь сушки и обжига.- После подсушивания и декорирования изделие помещается в специальную печь, где при температуре 1000 градусов оно будет обжигаться в течение 6-7 часов, - уточняет мастер.
- Важно, из какой глины сделано изделие?
- Конечно. Есть такое понятие, как “жирная” (пластичная) и “тощая” (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно “жирной”. Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Мы сегодня работаем на красной семиреченской глине, такой цвет она имеет за счет содержания в ней большого количества железа. Эта глина пластичная и мягкая.
- Насколько сейчас популярны в народе гончарные изделия?- На этот вопрос каждый мастер ответит по-своему. По мне, так интерес к керамическим изделиям растет. Люди заказывают глиняные тарелочки, горшки, вазы. При этом многие проявляют большую фантазию. Недавно, например, мне заказали декоративный фонтан из трех тарелок. Красивая получилась вещица.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото автора, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

