“Оно” просочилось в кино
C 16 по 20 мая в южной столице прошел VII международный кинофестиваль “Звезды Шакена” - пожалуй, самый толковый из тех, что мы видели. Вынужденная переориентация “Звезд” на кино молодых потихоньку делает свое дело: даже скептики признают, что конкурсная программа в этом году случилась весьма недурственная. Еще бы наше кино убрать из нее - и совсем красота. Да, как ни печально, но в массе своей иностранные фильмы на голову выше отечественных, и создается впечатление, что это от отсутствия у нашей молодежи головы вообще.
О том, почему так случилось и как нам жить дальше, мы поговорили с отборщиком кинофестиваля “Звезды Шакена” режиссером Лейлой АРАНЫШЕВОЙ (на снимке).
- На фестивале представлены фильмы из 30 стран: от Европы до Китая и от Индии до северных морей, - говорит Лейла Файзуллаевна. - Кино очень разное по мироощущению, но очень занимательное! Я не раз участвовала в отборочной комиссии фестиваля, но только в этом году впервые испытывала радость за кино молодых. Приходилось выбирать лучшее из лучшего, а это, оказывается, очень тяжело. Хотя, конечно, не тяжелее, чем выбирать лучшее из худшего (смеется).
Очень удачно иранское кино: удивительно профессиональное и художественное. И в целом конкурс радует глаз.
Но, к сожалению, к нашим претендентам этот тезис не относится. Отечественное кино меня просто удручает.
- Почему?
- По всему. От подбора темы до изобразительного решения.
Когда-то, еще в молодости, я попала на худсовет “Казахфильма”. Обсуждали какую-то картину, не самую плохую, замечу. И тут наш прославленный режиссер Мажит БЕГАЛИН говорит: “ Друзья мои, когда вы уже вырастете из коротких штанишек?”.
То есть все это прекрасно: поля, леса, дедушки, животные… Но сами истории не стоят выеденного яйца. Я смотрела картины нашей молодежи и думала: в каком веке они живут? Сейчас они получают такой объем информации, который лично мне и не снился. Почему при этом у них такой убогий, скучный, неинтересный и провинциальный образ мышления? Как будто они живут на необитаемом острове под названием “Казахстан” и видят мир только на уровне восприятия глаз. Ни ума, ни сердца.
Ничего не имею против бесконечных историй типа “мальчик - девочка”. Но зачем заниматься изобразительной спекуляцией? К чему это стремление шокировать публику?
Почему наши довольно примитивные “по кино” картины 15-20-летней давности брали призы на фестивалях? Они были искренние. Тот же Серик АПРЫМОВ делал кино, потому что любил героев и хотел о них рассказать. Молодежь своих героев не любит.
- Если рассматривать киноискусство как отражение мира, то вывод напрашивается сам собой: какая жизнь, такое и кино. Среда формирует гражданина, и, как говорит Дмитрий БЫКОВ, в условиях зимы не стоит спрашивать, почему нет грибов.
- Верно. Знаете, что меня потрясло на недавнем вечере среди интеллигенции? Наше отношение к еде. Мы потеряли уважение к пище. А это первый показатель общего уровня культуры. Любой баурсак - это пшеница, которую нужно вырастить, мука, которую нужно перемолоть, тесто, которое нужно замесить… Это адский труд. Помните, нас учили поднимать с земли случайно оказавшийся там кусочек хлеба? Поднять и поцеловать! Посмотрите теперь на нынешние свалки - там батоны валяются. Это грех.
Так вот, все это бескультурье совершенно логично просочилось и в кино.
Знаете, я спасаюсь при своих рассуждениях о безобразиях нашей жизни философствованием. Невозможно прыгнуть из одной системы в другую за 20 лет. Мы и так прыгали, словно кенгуру. Нужно еще как минимум два исторических круга, чтобы пришло разумное, трудолюбивое, образованное поколение. Хотелось, чтобы оно было трудолюбивым. Потому что сейчас я не наблюдаю трудолюбия. Я живу за городом, и для меня мука проходить от своего дома до магазина. Потому что я вижу, как из проезжающей машины выбрасывают пакет с мусором прямо на дорогу. То есть ума построить особняк хватило, а задуматься над утилизацией отходов - нет.
Я иногда думаю: хоть бы холера какая-нибудь напала... Может быть, мы тогда начнем задумываться над собственной жизнью?..
Я не ретроград и считаю, что каждое новое поколение, по определению, лучше предыдущего. Но сейчас вижу какую-то варварскую тенденцию: молодых людей, сделавших кино профессией, само кино не интересует. На фестивале все показы бесплатные. Не ходят. Венера НИГМАТУЛЛИНА ( гендиректор “Звезд Шакена”. - Т.Б.) на один из прошлых фестивалей привозила самого Питера ГРИНУЭЯ - и на его мастер-классы приходилось затаскивать студентов!
Как-то я была в Академии искусств имени Жургенова, и студенты пригласили просмотреть монтируемый материал. Посмотрите, мол, потом будете хвалиться, что увидели первой. Я думаю: черт возьми, может быть, и буду хвалиться! Посмотрела. Они меня спрашивают: ну как? С одной стороны, мне их жалко. С другой - мне страшно, что они ни на йоту не задумываются над тем, насколько это плохо. А как только режиссеру нравится его кино без остатка - это конец.
- Однако опыт, плод ошибок трудных, говорит нам, что отечественные фильмы обязательно получают призы на отечественных же фестивалях, героически воспаряя над любыми своими увечьями. Разве не так?
- Да, я прекрасно помню, как на одной из “Евразий” наши функционеры просто взяли за горло жюри и заставили дать приз казахстанской картине. Пришлось перелопачивать весь список победителей!
И возмущенные коллеги из-за рубежа потом сказали: мы не приезжаем сюда для того, чтобы водку пить и кушать. Мы приезжаем из-за кино, из-за людей. В “Звездах Шакена” мне импонирует то, что фестиваль постепенно выруливает в сторону кино, а не мероприятия. И я, может быть впервые в жизни, хочу выразить благодарность акимату за то, что он не ликвидировал фестиваль даже в кризис. Как бы ни было, будущее за молодыми, а “Звезды Шакена” - для молодых.
- А вы не думаете, что продуктивнее тратить деньги не на съемки байопиков и фестивали, а, например, на повышение качества культуры и образования путем строительства библиотек в отдаленных регионах?
- Это большая проблема, и вы во многом правы. Мы неоднократно говорили об этом в Союзе кинематографистов: раз государство дает 100 процентов бюджета фильма, оно имеет право заказывать. Но также оно обязано отслеживать заказ. У нас нет единой политики в области кинематографа: все происходит совершенно спонтанно.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

