6751

Владимир КОЗЛОВ, лидер незарегистрированной партии “Алга!”: Возможно, мы утописты. Но нам это нравит

Владимир КОЗЛОВ, лидер незарегистрированной партии “Алга!”: Возможно, мы утописты. Но нам это нравитсяВчера в Астане начался судебный процесс по отзыву у республиканского общественного движения “Алга, ДВК!” государственной регистрации. А сегодня, уже в южной столице, продолжится другое разбирательство - по административному делу Владимира КОЗЛОВА (на снимке), которого прокуратура Алматы обвиняет в политической деятельности от имени партии “Алга!”, не зарегистрированной в Минюсте.

Накануне опальный политик ответил на вопросы газеты “Время”.
- За эти годы мы прошли немало судебных тяжб, - говорит он. - И не только в обеих столицах. В Костанае, например, наши однопартийцы не вылезают из судов. А вот в Таразе местные власти даже приглашают нас на мероприятия.

- Представьте себе невозможное: вы стали партией власти. И как бы вы выстроили отношения с оппозицией?
- Думаю, мы не стали бы забывать, что в демократическом государстве политическое инакомыслие - это нормальное явление. Оппозиция когда-то должна стать властью, а власть - оппозицией, потом - наоборот. Так, например, происходит в Польше.

- А почему мы должны соревноваться с Польшей или с кем бы то ни было еще? Может быть, правы те, кто говорит: у нас свой уникальный путь?
- По некоторым данным, за последние 17 лет Казахстан нарастил показатели только по двум позициям - добыче нефти (увеличилась в 2,5 раза) и смертности (возросла на 34 процента). При этом детских садов у нас осталось 17 процентов от уровня 1990 года. А предприятий легкой промышленности - 15 процентов. Вот вам “уникальный путь”! Цифры говорят лучше слов. Но чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в стране, надо выехать в глубинку. Недавно я проехал по северу Казахстана. Во многих селах единственный кормилец - это корова. Но сельчанин не имеет возможности каждый день сдавать молоко, а хранить его долго невозможно. Вот оптовики и скупают молоко по смешной цене - 24 тенге за литр. В магазины райцентра сдают уже по 120 тенге, а в областном центре цены еще выше. Люди обращались к властям, но те ничего не делают. У них одна отговорка: в стране, мол, свободная рыночная экономика. Сельчане говорят: им проще зарезать всех коров - корм для них обходится дороже.
В селе в 40 км от Петропавловска власти закрывают школу и больницу: населения мало. Оставшиеся жители думают о том, куда бы уехать. Я там был: чудесное место - с одной стороны озеро, с другой - лес. А власть так действует, чтобы заполучить огромный лакомый кусок земли, и продать это место под какой-нибудь VIP-городок. Сельчане просят: пришлите к нам оралманов, ведь в той же Астане им годами не могут дать жилье, а тут они могли бы въехать в заброшенные дома, жить и работать. Но все бесполезно...

- Оппозиция постоянно твердит о том, что за ней - сотни тысяч человек. А на митинги в том же Алматы собирается в лучшем случае несколько сотен. Почему?
- Если у человека протекает крыша, ему не до митинга - надо тазики переставлять. Два года назад мы об этом задумались и решили: надо идти не на митинги, а туда, где людям плохо, чтобы попытаться им помочь. Мы не говорим человеку, что сделаем что-то вместо него, мы говорим, что сделаем это вместе с ним. И помогаем конкретным людям в их конкретных бедах. Так “Алга!” завоевывает себе новых соратников...
Возможно, мы утописты. Но нам это нравится.

- В чем, по-вашему, причина того, что уже несколько лет партию не регистрируют?
- Я этого не понимаю. Причем вместе со мной этого не понимает пол-Европы. Наша партия на устах у многих депутатов Европарламента. Они задают этот же вопрос нашему Минюсту, а в ответ: все делается в соответствии с законодательством. Самое смешное - это правда. В законе есть пункт: регистрация партии может быть прервана для проверки документов. Вот у нас эти документы и проверяют уже 920 дней. В то же время “Нур Отан” с ее почти 800 тысячами членов проверяли 20 дней. Выходит, на наши 50 тысяч Минюст должен был бы потратить день-полтора. Где же логика?

- На словах все оппозиционные партии стремятся к объединению. Недавно даже форум провели, но ни к чему так и не пришли (см. “Оппозиция: перезагрузка”, “Время” от 14.4.2009 г.). Что мешает объединиться на деле?
- Я бы не хотел нелестно отзываться о коллегах по оппозиции. Мы просто по-разному понимаем предназначение политической партии. Например, Булат АБИЛОВ (лидер партии “Азат”. - В. Б.) считает: то, что делает “Алга!”, - это функции НПО. А задача партии - участвовать в выборах. Но я так понимаю: поддержки людей надо добиваться ежедневно, а не просто мелькать на телеэкране в канун выборов.

- А нужно ли оппозиции объединяться?
- Естественно. Одну соломинку можно легко сломать, а когда их целый веник, они уже в состоянии вымести мусор. Но механически сливать четыре партии в одну неправильно. Нужно искать другие варианты. Зачем из четырех мишеней, в которые метит власть, делать одну? Главное - не общий бренд, а общие цели.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть