Лени и Марлен
Давно ли вы задумывались в театре о чем-то большем, кроме того, как играют актеры, какие на них костюмы и во сколько обошлись декорации?Актриса и режиссер Немецкого театра Наталья ДУБС (на снимке) после этого вопроса несколько долгих секунд напряженно блуждает в зарослях памяти и ничего не отвечает. Потому что ответа нет. Потому что казахстанский театр, как ни крути, практически окончательно превратился из метода мыслить в способ отдохнуть. Мозг полностью расслаблен, тело находится в состоянии покоя, проблем нет, и голова не болит - все хорошо...
Возможно, новая постановка Дубс о двух великих женщинах - Марлен ДИТРИХ и Лени РИФЕНШТАЛЬ - внесет новые нотки в эту мелодию повального аутотренинга.
Женщины одинокие, оттого и несчастные. Были они одиноки хоть каждая и по-своему, но несчастны одинаково: Дитрих назвали предательницей, потому что она уехала из Германии, Рифеншталь - потому что осталась.
Пьесу “Марлени”, которая сводит двух героинь, в жизни не контактировавших, написала немецкий драматург Теа ДОРН. Ее уже ставили в России. Теперь поставят и у нас.
- Автор сталкивает этих двух богинь на исходе жизни, - говорит Дубс. - Каждая из них высказывает свою жизненную позицию. Это такой исповедальный театр. Ведь перед смертью человек взвешивает все за и против: что прожил, с чем остался. Марлен Дитрих закончила карьеру и просто доживала, а Лени Рифеншталь, до конца дней сохранившая активную позицию, хотела поставить с Марлен свой фильм “Пентиселея”. Это прежде всего история двух разных людей, которые остались одинокими. Женское одиночество - вечная тема. Она была актуальной в Германии тех лет, актуальна сейчас и у нас.
- Но ведь и мимо гражданской позиции двух женщин ни проехать ни пройти.
- Конечно, в спектакле есть эта тема. Лени утверждает, что не была сторонником Гитлера. Она говорит, что в ее действиях не было ничего, кроме зова профессии.
И Дитрих, и Рифеншталь были изгнаны из Германии. Обе они в разное время были названы предательницами, хотя сделали совершенно разный выбор. Проблема глобальная, касается всех нас: где выбор? В чем он? Нужно слепо верить в то, что тебе говорят, или все-таки думать, занимая иную позицию? И не приведут ли оба пути к одному знаменателю - что бы ты ни предпочел, ты будешь заклеймен? Кстати, когда Рифеншталь спросили, что же делать, она ответила просто: жить. Вот это самое интересное с точки зрения театра.
- Сейчас много говорят о кризисе современной драматургии: нет новых пьес, и пласт молодых драматургов, способных выявить язвы общества, отсутствует как факт.
- Недавно приезжавший Олег ТАБАКОВ сказал по этому поводу, что в каждом временном периоде возникает некая основа в виде драматургов, которые отражают, что происходит в обществе. Если такого слоя нет, театр начинает опираться на классику, пытаясь найти в ней созвучие с современностью. Это может быть удачно или нет, но в любом случае такие постановки воспринимаются как классика. Что и происходит у нас.
Драматургия, точнее ее отсутствие, - огромная проблема. Между тем общество нуждается в современном театре. То, что ночные клубы начали делать театрализованные представления, приглашая молодых режиссеров и актеров с просьбой “сделайте нам что-нибудь”, - лишнее тому подтверждение.
Я верю, что ситуация начнет исправляться. Недавно, например, прошел телемост с Санкт-Петербургом, который затрагивал вопросы современной молодой драматургии.
- То, что делает Алма РУЛАС в созданной ею “Лаборатории молодых драматургов”, - без сомнения, замечательное начинание. Но ведь суть проблемы гораздо глубже и, по-моему, лежит в области гражданского самоощущения, а не сценарного мастерства. Тот же чеховский “Вишневый сад” можно изумительно поставить в интерьерах предгорий Алатау, где вместо вековых елей давно стоят громадные особняки. Это не говоря уже о “Короле Лире”...
- Речь здесь идет о режиссерах: они на острие времени, параллельны ему или вообще в другой стороне? Получается, что ни режиссеры, ни драматурги пока не в состоянии отразить существующее положение в обществе. Волнует ли оно их? Не знаю.
Музыкантам и художникам легче, потому что они вольны работать поодиночке. А чтобы появилось современное театральное искусство, нужно время и нужны люди, которые будут его развивать. Театр требует коллективного разума и труда: режиссеров, актеров, критиков и так далее. Кроме того, должна возникнуть благоприятная среда для его формирования. Должно созреть общество, а не только отдельная его часть.
- В 2001 году театровед Халила САГАТОВА писала: “Театр сегодня - одно сплошное слабое место. Режиссура вымирает на глазах. Молодые заражены масскультурой и дилетантизмом. Исчезли страсть и масштаб. Актеры либо стали самовлюбленными “мастерами”, либо их способности остаются невостребованными. Критики-журналисты понаписали столько чепухи, что нас уже есть за что не уважать...”. С той поры многое изменилось - стало еще хуже. Вам не кажется, что люди ходят в театр, как в парк пива попить и на голубей посмотреть: вроде и культурненько, и думать не надо?
- Люди старшего поколения ходят по привычке. А молодежь... Да, наверное, вы правы.
- Хорошо, в таком случае следующий вопрос: а какую, собственно, функцию сейчас выполняет театр в нашем обществе? И способен ли ваш спектакль немного эту функцию изменить?
- Моя постановка - в первую очередь ступень в творческом поиске лично для меня. Человек попал в машину идеологии, что от него осталось?
Что касается функции театра, то, может быть, у нас сейчас затишье перед бурей. Ведь буря обязательно будет.
Должна быть.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

