9341

Жажда крови

Жажда крови5 мая из Минздрава пришел ответ на наш запрос, отправленный 28 апреля. В нем директор департамента стратегии и развития министерства Арман АЙДАРХАНОВ сообщил: факты обмена документов новорожденных на справки о сдаче крови в роддоме поселка Каргалы (бывший Фабричный) Алматинской области не подтвердились.

Напомним, в конце апреля в редакцию обратился Кенжебек АГИШЕВ, который рассказал, как он выписывал из Каргалинского роддома свою жену. Когда настала пора получать документы на новорожденного сына, врачи настоятельно попросили молодого отца перед этим съездить в город Каскелен, что в 30 километрах от Каргалы, и сдать кровь в местном центре переливания. Возмущенный такой постановкой вопроса, отец ребенка позвонил в газету “Время”. Об этом мы рассказали на наших страницах. В статье приводился фрагмент нашей телефонной беседы с заведующим родильным отделением Каргалинской больницы Болатом СЕМБИНОВЫМ. Медик сказал нам буквально следующее: “ Да, чтобы выписаться из больницы, родственникам ребенка нужно сдать кровь”. Он пояснил: чтобы при необходимости брать кровь на станции переливания, роддому необходимо “обеспечить ее донорами”. “ Мы такое практикуем уже месяцев девять” - заявил г-н Сембинов в конце нашего с ним разговора (см. “Повязали кровью”, “Время” от 29.4.2009 г.).

Вечером 28 апреля, когда этот материал был уже готов к печати, в редакцию позвонил главврач Каргалинской больницы Талгат ВИЛЬДАНОВ. Он убеждал нас: кровь родственники рожениц сдают абсолютно добровольно, поскольку осознают постоянную потребность роддома в донорских компонентах.
Той публикацией сразу же заинтересовались в облздраве. Из Талдыкоргана в Каргалы приехали минздравовские ревизоры. По результатам их проверки редакция и получила упомянутый выше официальный ответ директора департамента министерства. В минувший четверг, 7 мая, мы выехали в Каргалы, чтобы разобраться в ситуации на месте.

Первым, с кем нам удалось поговорить, был главврач Вильданов:
- Комиссия расследовала это дело от начала и до конца, - рассказал Талгат Сиражетдинович. - Проверяющие проводили анонимное анкетирование рожениц, обзванивали уже выписанных. И не нашли в наших действиях никакого принуждения.
Да, станция переливания крови на словах попросила нас пропагандировать донорство, что мы и делали: просили родственников рожениц ПО ВОЗМОЖНОСТИ сдавать кровь. Если они отказываются - мы в любом случае отдаем им документы. Сами посудите, как мы можем их шантажировать? Это же абсурд! По данным центра переливания крови, с начала 2009 года донорами из Фабричного стали 24 человека, а у меня с начала года рожало около 300 женщин. О какой обязаловке можно говорить?

Жажда кровиЗавотделением Сембинов, с которым мы тоже встретились, уверял: читатель обратившийся в редакцию, не уловил разницы между словами “просить” и “заставлять”.
- Мы никого не принуждаем стать донором. Поймите, мы кровь не пьем и бизнес на ней не делаем. Я сам сдаю свою кровь несколько раз в год.
В последнее время женщины в Каргалы стали рожать много, по сравнению с 2006 годом - в два раза больше. А индекс здоровых матерей очень низкий - таких не больше 8-10 процентов. Анемии (снижение концентрации гемоглобина в крови. - В.Б.) подвержены 60 процентов женщин. Добавьте сюда другие осложнения: заболевания сердца, почек. Все это увеличивает риск возникновения у рожениц кровотечений. Вот почему мы должны всегда иметь наготове донорскую кровь. Каждая десятая беременная оперируется. В таких случаях бывает нужно пол-литра, а в особо тяжелых ситуациях - до двух литров крови. Где ее взять, кроме как у доноров?
Почему мы направляем донора с нашими документами? Чтобы на станции переливания его отметили и видели, что именно наша больница вносит вклад и тем самым формирует “свой” запас крови. Эту кровь нам выдадут в любое время дня и ночи.

Сомневаться в искренности медиков мы не стали. Тем более что роженицы, с которыми мы общались с разрешения главврача, наперебой хвалили Каргалинскую больницу, а на вопрос, сдавали ли их родственники кровь, дружно отрицательно качали головами.
Вторым пунктом нашего визита был центр крови Каскелена, оборудованный современной техникой (после шымкентских событий за этим следят особенно пристально). Здесь охотно принимают кровь здоровых доноров, которая прежде чем попасть к реципиентам, тщательно проверяется на наличие инфекций - ВИЧ, гепатита, сифилиса, бруцеллеза и т.д.

- Люди перестали сдавать кровь просто так, - сетует заведующая отделом центра заготовки крови Шолпан АЛИМБАЕВА. - Если и приходят добровольные доноры, то чтобы получить за это деньги (2 546 тенге за 400 мл крови и 5092 тенге - за плазму. - В.Б.). Поэтому когда кому-то из пациентов выдается кровь, его близкие должны пополнить запас. Логика простая: врачи спасли вашего родственника - спасите и вы кого-то. А мы в клинику представляем соответствующую справку. Но заставлять - никого не заставляем: все сдают добровольно. Мы даже стали ездить по организациям и на местах делать заборы, но соглашаются в основном бюджетники. Вот буквально на днях мы ездили в детский сад, школу и полицейский участок.
Уже на выходе из центра крови мы встретили молодую женщину. Агижан ТОЛЕУОВА рассказала, что ее сестре-роженице делали кесарево сечение.
- После операции врачи сказали: вы обязаны вернуть два литра крови. Мы нашли пять здоровых родственников и приехали. А что делать? Нам сказали: если не сдадим, то кровь придется покупать, а она очень дорогая.

Мы уже садились в машину, чтобы ехать обратно в Алматы, когда нас остановила врач центра переливания крови Кулян ДЕРИМБЕТОВА:
- Вы не представляете, что стало после вашей публикации: вы разогнали всех доноров! Раньше к нам толпы ходили, а сейчас, как видите, практически пусто. Да, доноров находили “добровольно-принудительно”, да, врачи шли на хитрость, да, говорили, что не отдадут документы пациенту, пока его родственники не сдадут кровь. А что делать? Где брать кровь?

Что ж, врачей понять нетрудно: ведь когда речь идет о жизни пациентов, приходится выбирать между Законом и Необходимостью. Скорее всего, в Минздраве об этой практике известно - в том числе и министру Жаксылыку ДОСКАЛИЕВУ. Кстати, в медицинских кругах его считают человеком энергичным - чуть ли не революционером. Так почему бы Жаксылыку Акмурзаевичу не взяться всерьез за проблему донорства? Чтобы врачам не приходилось “добровольно-принудительно” добывать у пациентов жизненно важные кровь и плазму, ставя на кон не только собственную репутацию, но - что гораздо важнее - человеческие жизни.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Каргалы - Каскелен, Алматинская область

Поделиться
Класснуть