Роман с театром
У них нет театральных афиш и собственной сцены, поклонники не приносят им в гримерки цветы после спектакля. Но все же это театр - самый настоящий. Со своим репертуаром, с постоянной труппой и даже с гастролями. Причем
режиссер Ринат МУХАМЕТШИН создал его с нуля: собрал вокруг себя детей-инвалидов, обучил их азам актерского мастерства и… повез на первые гастроли.
Я пришла, когда репетиция была в самом разгаре. Артисты выстроились в несколько рядов. Они медленно, в такт двигались под музыку. Руки плавно поднимались вверх, потом тела столь же неторопливо склонялись в поклоне - и снова вверх. Кому-то из ребят было сложно совладать с этими простыми для других движениями: руки то и дело не слушались, от волнения тело сводило судорогой, но артисты все же справлялись со всеми этими “мелочами”. Труппа готовилась к очередному выступлению вместе со своим бессменным руководителем.
Ринат Мухаметшин - профессиональный режиссер кино и телевидения - создал свою труппу совершенно случайно. Увидел в газете объявление: “Ассоциации родителей детей-инвалидов требуется педагог по театру”, пришел и… остался. Похоже - навсегда. Сейчас в его труппе тридцать актеров, в репертуаре “Ромео и Джульетта”, “Сорочинская ярмарка”, “Енлик Кебек”...
-
Я не думал, что буду работать с детьми, тем более - с инвалидами, - делится Ринат. -
Конечно, хотелось снимать кино, работать на известных сценах… Этого и сейчас хочется, но все же я выбрал немного другую стезю. Этот театр отличается от обычного только одним: наша главная задача - не результат (хотя, конечно, и он важен), а адаптация и реабилитация. Сцена для ребят - лучшее лечение.
- Все же давайте сравним ваш театр и обычный. В традиционной труппе нередкость склоки и зависть…
-
Споры, обиды - это у нас есть, как у всех. Но наша труппа все-таки особенная, поэтому и подход немного другой. Я - строгий режиссер, иногда могу и наорать (впрочем, это в театре - обычное дело). Но вот любые склоки пресекаю на корню: они мешают работать. Роли распределяю сам, но иногда коллектив со мной не соглашается, в таком случае устраиваем что-то типа конкурса. Тому, кто хочет выступить, я предлагаю создать собственную сценку: если она хороша, мы можем включить ее в спектакль. Так мы ставили “Медею”. Девушка, мечтавшая сыграть главную роль, сама создала свой образ. А вот если актер не учит текст, халявит, то я могу отдать роль другому. Тут они, конечно, обижаются. А я отвечаю: “Сами виноваты”.
- И курьезы у вас бывают?..
-
Конечно. Несколько лет назад мы ездили на гастроли в Боровое, давали “Ромео и Джульетту”. Там немало очень длинных монологов. Наша актриса вышла на сцену, на половине текста сбилась - стояла и смотрела в зал. Потом с перепугу прямо в микрофон (а все наши ребята работают только с ним, ведь дикция у большинства не очень хорошая) выпалила: “Ой, мамочки, я текст забыла!” - и убежала за кулисы. Но это было так трогательно…
- Все актеры обычного театра, как правило, непризнанные, по их мнению, гении. А ваши не “звездят”?
-
Да, все творческие люди - народ особый, мои ребята такие же. У большинства детей-инвалидов с рождения выработан иждивенческий комплекс. Они ждут, пока кто-то придет и все за них сделает. Люди, которые впервые сталкиваются с инвалидом, начинают за ним чересчур усердно ухаживать. Да, можно помочь, но лучше дать возможность сделать что-то самостоятельно. Они могут подойти и предложить: “Давайте устроим дискотеку”. - “Я не против, - говорю, - только организуйте все сами”. Они тут же скисают, начинают просить. Потихоньку, со скрипом, но я избавляю их от этого комплекса.
- Еще одна составляющая любого театра - любовные романы...
-
Да, пары складываются и здесь. Иногда, кстати, мне самому приходится провоцировать их на нежные отношения. Ребята, конечно, стесняются, но если я вижу, что они нравятся друг другу, - пытаюсь их соединить. В День святого Валентина у нас был конкурс идеальных пар. Некоторых я просто брал за руки и ставил рядом. Потом они так и остались друг с другом, у них теперь очень трепетные отношения. У меня тоже есть свой интерес: если артист не пришел на репетицию, я легко узнаю, что с ним: ведь “половинка” всегда в курсе. Но семью здесь создал только я.
Оказалось, что Ринат встретил свою жену в театре: Айгерим была одной из его артисток. Правда, главных ролей она никогда не играла. Даже после того, как стала женой режиссера, довольствовалась небольшими эпизодами в массовке: не хотела светиться и пользоваться “особым” статусом.
-
Я полюбил ее за искренность и красоту, мы дружили, а потом поженились, - с улыбкой рассказывает Ринат. -
Правда, мои родители были против. Они до сих пор не смирились с тем, что я женился на девушке с ДЦП. Год назад у нас родилась совершенно здоровая дочь, но даже она не растопила сердец бабушки и дедушки. А я все равно ни о чем не жалею: я счастлив! Занимаюсь любимым делом и уже не могу жить без своих артистов.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и из архива Рината МУХАМЕТШИНА, Алматы

