6535

Сергей КУРАТОВ, эколог: Наше законодательство отстает на триста лет

Экологическое общество “Зеленое спасение” обратилось к общественности с просьбой поддержать их открытое письмо руководству страны против планов АО “KEGOC” провести две высоковольтные линии 220 кВ через территории двух национальных парков - Чарынского и “Алтын-Эмель”. По мнению руководителя общества Сергея КУРАТОВА (на снимке), если KEGOC сможет реализовать свои планы, национальным паркам будет нанесен колоссальный ущерб. По его словам, эта ситуация стала возможной только из-за того, что в Казахстане природоохранное законодательство практически не соблюдается. Глава “Зеленого спасения” уверен: законы, защищающие природу, несовершенны и нуждаются в доработке. Причем чем скорее, тем лучше.


- Один из основных элементов, который должен присутствовать в экологическом законодательстве, - это механизм реализации прав граждан, - начинает наш разговор Сергей Георгиевич. - Общественность имеет право доступа к принятию решений по любым вопросам, касающимся охраны окружающей среды. Однако отсутствуют механизмы реализации этого права на практике. Поэтому необходимо внести изменения в законодательство, прописать в нем четко и ясно, как граждане могут участвовать в процессе принятия решений. Казахстан уже присоединился к различным международным природоохранным конвенциям, в которых закреплены принципы действия этих механизмов. В развитых странах они работают довольно успешно. Казахстану необходимо использовать международный опыт. Но это не делается или из-за некомпетентности наших чиновников, или потому, что каким-то влиятельным силам это не нужно.

К тому же туманность и запутанность казахстанского природоохранного законодательства позволяют прокуратуре давать некоторым нормам права одно толкование, суду - другое, истцу - третье, ответчику - четвертое. Законодательство должно быть четким и ясным, не допускающим двусмысленности. Спешка, с которой принимался Экологический кодекс в 2007 году, наводит на мысль, что была поставлена задача ослабить экологическое законодательство, существовавшее на тот момент в Казахстане. Другой закон - “Об особоохраняемых природных территориях” - тоже имеет массу недостатков. В нем опять-таки не отражена роль общественности в защите и развитии особоохраняемых территорий. К примеру, американские национальные парки получают огромную поддержку со стороны общественных фондов и неправительственных организаций. Существуют частные природные парки, которые создаются на землях, казалось бы, совершенно непригодных для этого: например, в бывших промышленных зонах. Общественность восстанавливает природную среду, приводит все в порядок и затем нередко передает эти парки в государственную собственность. У нас ничего подобного нет.

Сергей КУРАТОВ, эколог: Наше законодательство отстает на триста лет- А что вы думаете по поводу поправок в Закон “Об особо-охраняемых природных территориях”, принятых в прошлом году и позволяющих выводить некоторые особоохраняемые природные территории в запас?
- В результате принятия этих поправок земли национальных парков могут переводиться в земли запаса. Еще до принятия поправок сотни и даже тысячи гектаров земли были незаконно переданы местными властями в частную собственность. Зачем создавать парки, если они могут быть изъяты и переданы в частную собственность? У меня нет сомнений в том, что те, кто принял эти поправки, выполняли чей-то заказ. Коррупционная составляющая здесь очевидна.

На пресс-конференции 13 апреля 2009 года новый директор Иле-Алатауского национального парка сообщил, что указом правительства создана специальная комиссия - для проверки законности передачи земель парка в частную собственность. Приостановлено все строительство на территории парка, поданы иски в суд с целью вернуть незаконно захваченные частниками земли в собственность государства.
Захват территорий парков - следствие того, что наше законодательство дает акимам право распоряжаться землями. Это стало возможно с принятием в 2003 году Земельного кодекса. К примеру, недавно выяснилось, что массовая продажа земель Иле-Алатауского национального парка прикрывалась акимами. Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Алматинской области в январе 2008 года было установлено: по решениям акиматов Талгарского, Карасайского и Енбекшиказахского районов в частную собственность юридических и физических лиц передано соответственно 104,2; 323,2 и 425,5 гектара земли Иле-Алатауского национального парка. В отношении должностных лиц акимата было возбуждено уголовное дело. Еще одно уголовное дело возбуждено против бывшего директора парка А. Бегембетова.

Мы имеем порочный закон о земле и пожинаем плоды его применения. Ни в одной развитой стране мира такого нет. Разбазаривание земли у нас будет продолжаться до тех пор, пока акимов не лишат права распоряжаться этим важнейшим национальным ресурсом. Но даже если это сделают, то проблема будет решена лишь частично.

- Почему?
- Земля является основным экологическим ресурсом. Поэтому в развитых странах осуществляется жесткий контроль за ее использованием и распределением. А передача земли в неограниченную частную собственность, как предусмотрено в нашем законодательстве, порождает те же конфликты, которые существовали в Европе еще в XVIII веке. То есть с точки зрения земельного законодательства мы отстаем на три столетия.

- Ваша организация называется “Зеленое спасение”. Вам известны конкретные пути, позволяющие спасти ситуацию? Или вы только критикуете?
- Наша организация неоднократно обращалась к парламентариям, предлагала внести поправки в законодательство, привлекала общественность к обсуждению поправок. Но поскольку механизма участия общественности в процессе принятия решений нет, на все наши обращения уполномоченные органы отвечают отписками. Помимо этого мы пытаемся через суды добиться строгого соблюдения хотя бы действующих законов. Как раз сейчас мы добиваемся выполнения решений суда по несанк-ционированной свалке в Иле-Алатауском национальном парке. Уже третий год длится эта тяжба. Все процессы мы выиграли. Последнее дело было просто анекдотичным: мы вынуждены были обратиться в суд, чтобы заставить судебного исполнителя выполнить решение суда о ликвидации свалки в национальном парке. Вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. Скоро мусор должны убрать полностью.

- Сейчас наблюдается кризис мировой экономики (и казахстанской в том числе). Как это сказалось на природном равновесии?
- К сожалению, на заповедных территориях, в национальных парках картина удручающая. Продолжают охотиться в запрещенных для этого местах, вырубать лес, создавать стихийные свалки. Одно радует: сейчас, после многократных предупреждений экологов, массовый выпас скота в горах Заилийского Алатау фактически прекратился. Но, увы, только в труднодоступных районах наблюдается восстановление природы. И то, на мой взгляд, это стало возможным только благодаря кризису.

- То есть кризис пошел на пользу природе?
- Как это ни парадоксально - да!

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Романа ДЕМЕНТЬЕВА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть