6174

Не ищите кризис в сортире

Не ищите кризис в сортиреРядом с охраной у входа в бар дежурили двое. Один - пошире в плечах, с роскошной рыжей шевелюрой - приставал к входящим с просьбой подать “хоть какие-то тугрики”. Если подавали тенге, юноша обижался, а увидев жалкие монетки в ладони, начинал нудить о трудной жизни художников. Второй парень, чуть более вдохновенного вида, заглядывал входящим в глаза и просил обнять его. Обнимались не мелочась, прочувствованно и душевно. Так вполне креативно открывалась выставка, посвященная кризису.




Началось все не с падения мудреных индексов на мировых биржах. Просто молодая художница Катя ГРИБАНОВСКАЯ (на снимке слева) как-то зашла в одну из алматинских галерей на выставку, от которой полагалось ахать и восхищенно цокать языком, и затосковала. Ей показалось, что среди знакомых молодых художников есть гораздо более интересные авторы, обладающие оригинальным взглядом и прочими составляющими успеха. Но когда она заговорила об экспериментальном проекте, дирекция галереи охладила ее графиком, расписанным года на два вперед. В остальных выставочных залах тоже никто не жаждал предоставить площадь экспериментаторам без имени. Но молодых остановить не так просто: их вполне устроил один из алматинских баров.
- Я не жалею, что мы выбрали именно такое место, - говорит Катя, - здесь замечательная, непринужденная атмосфера. В галереях все ходят в полной тишине и напряженно всматриваются в работы, в этом есть что-то гнетущее...

Не ищите кризис в сортиреТему молодые художники выбрали самую актуальную - кризис. Несмотря на дух новизны, эпиграфом к работам можно считать знаменитое высказывание булгаковского профессора Преображенского о том, что разруха (читай - кризис) не в клозетах, а у нас в головах. Именно молодость и вера в идеалы позволили существенно расширить тему кризиса: это не только и не столько инфляция, дефолт, безработица и прочие экономические страсти, сколько банальная нехватка душевности и человеческого общения. Вот почему второй персонаж у входа в бар подаяние принимал объятиями.
Не ищите кризис в сортиреУ молодых художников нет еще понтов, присущих именитым мэтрам: “Я нарисовал, а вы тут трактуйте увиденное в меру собственной испорченности”. Участники выставки не стеснялись желания быть понятыми рядовым зрителем, рядом с каждой работой красовались не только название и автор, но еще и размышления на тему кризиса. Например, отец семейства и его жена сидят на диване, а вместо голов у них - телевизоры, транслирующие картинку помех. Только голова-экран сына передает что-то невразумительно-цветное. Автор Александра Калачаева объясняет, что обыватели часто живут без мечты, только для того, чтобы обозначить свое присутствие в пространстве, поэтому на мониторах-головах, проецирующих их мысли и чувства, серый фон - словно нет антенны у товарищей. И вся надежда на следующее поколение. У Бахыт Бубикановой работы вообще похожи на удар под дых - герои, погруженные в одиночество и боль. Хотя, казалось бы, что могут двадцати-тридцатилетние знать о кризисе и мировых страданиях...

- Нам, молодым, труднее пробиться и заявить о себе, - говорит Катя Грибановская. - Особенно тем, кто не занимается коммерческой живописью. Но от этого работы не становятся менее интересными.
Кстати, молодым удалось сократить еще одну весьма затратную часть выставки - никаких багетов и паспарту. Все работы обрамлены полосками гофрокартона от упаковки. И украшены затейливыми цветами из него же. Смотрится потрясающе!

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть