Охотник за мгновениями
"...Охотник за мгновениями вечной жизни, он не останавливает ее, но продлевает, помогая нам увидеть ее движение - будь то взмах руки или ресниц, удар копыта о землю или удар сердца за решеткой ребер, умиротворение воды на закате или молчание страсти в глазах старика, лукавая мудрость ребенка или бессловесная речь могучего дуба. Он - раб своей охоты, и в этом ему можно только позавидовать...”
Поэт Бахыт КАИРБЕКОВ
И это все о нем, известном алматинском
фотографе Николае ПОСТНИКОВЕ.
Вчера в выставочном зале хэсэда (еврейского культурного центра) “Полина” открылась его первая персональная выставка “Путешествие №12. Израиль. Аллегро”. На суд зрителей мастер объектива представил 60 работ.
Мы встретились с автором накануне события в его мастерской. Первое, что бросается в глаза, - это обилие разных приспособлений, фототехники и... велосипед.
- Скучает мой железный друг, - опережая вопрос, произносит Николай. - Уже год стоит. Я все время в разъездах, а так хочется иногда покрутить педали.
- Странное название для фотовыставки - “Путешествие №12. Израиль. Аллегро”. Не находите?
- Название с двойным дном. Я всегда оставляю для зрителя место для творческого домысливания. Кстати, и работы свои не подписываю из этих же соображений. Сама выставка - дань Земле обетованной, на которой мне посчастливилось провести целый месяц. Это была частная поездка - мы отдыхали всей семьей. Вернее, жена и дети отдыхали, а я носился с фотоаппаратом. Мне понравилось работать там, потому что не было никаких ограничений в творчестве, как, например, в Англии. На берегах туманного Альбиона снимать можно далеко не все. Как-то я навел телевик на ребенка, так тут же появился полицейский и погрозил пальчиком... Вообще за съемки детей в Англии можно и в тюрьму попасть. А в Израиле все просто. Мне говорили, что могут возникнуть проблемы возле Стены Плача. И вот я пришел к этому священному месту. Ко мне подбегает молодой человек и заводит разговор. Я осторожно спрашиваю у него: “Скажи, удобно ли будет снимать этих людей во время молитвы?” На что он сказал мне: “Они общаются с Богом, и им не до тебя. Снимай сколько угодно”. По поводу аллегро (итал. allegro - скоро, живо, проворно. - Ред.) - этот музыкальный термин абсолютно уместен здесь. Все приходилось делать бегом, галопом.
- Что такое, по-вашему, хорошая фотография?
- Это симбиоз отличной техники, мозгов фотографа и его воспитания. Автор должен быть философом, психологом, художником. Хотя вот в Израиле моя тринадцатилетняя дочь Соня впервые взяла в руки фотоаппарат и сделала отличные снимки, которые, кстати, будут представлены на выставке вместе с моими работами.
- Вы художник-фотограф киностудии “Казахфильм”. Сложно работать с актерами?
- С профессионалами - легко. Путевку в жизнь на киностудии мне дали
режиссеры Асанали АШИМОВ и
Игорь ВОВНЯНКО в картине “Чокан Валиханов”. Это была моя первая серьезная работа. А вообще своим выбором стези фотографа я обязан моему
учителю Герману Алексеевичу ЛИНКЕВИЧУ. Он меня спросил: “Что ты хочешь? Денег или творчества?” По тем временам в бытовой фотографии можно было за месяц заработать на машину “Жигули”. Но в 19 лет меня деньги мало интересовали, поэтому выбор был сделан в пользу творчества.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

