8854

Семь кругов ада

Семь кругов адаВ редакцию газеты “Время” обратился Радик АСЫЛГАРЕЕВ (на снимке). По его словам, 23 октября 2008 года судья Ауэзовского районного суда № 2 города Алматы С. ЖУМАБАЕВ приговорил его к семи годам заключения за мошенничество и вымогательство. И только коллегия по уголовным делам Алматинского городского суда, рассмотрев апелляционную жалобу Асылгареева, постановила: мошенничества и вымогательства в его действиях нет - и переквалифицировала действия на самоуправство, ограничившись штрафом. По словам Асылгареева, прежде чем добиться справедливости, ему пришлось пройти через семь кругов ада следственного изолятора УКУИС по Алматы и Алматинской области.

Беда одна не ходит

- Я продавал машины, - начал свой невеселый рассказ 44-летний Радик Асылгареев. - В начале января 2008 года приехал оформить джип “Лексус-470” в регистрационно-экзаменационный отдел дорожной полиции. Пока ждал своей очереди, подошел мужчина. Он назвался Абасом и предложил за джип 50 тысяч долларов. Получив задаток, я пошел оформлять документы, Абас остался ждать. Когда я вышел во двор, он сказал, что купил еще один внедорожник - “Мицубиси Монтеро спорт” - для жены Елены. В своей квартире Абас рассчитался со мной, пригласил на чай. Он представился бизнесменом с большими связями. Рассказал, что владеет тремя квартирами, имеет несколько автомобилей и около 700 тысяч долларов, которые вложил в выгодный китайский товар. Абас предложил партнерство, и мы обменялись телефонами...

А через два дня Абас позвонил Радику и попросил дать ему в долг 20 тысяч долларов на растаможку товара. Радик согласился, но с одним условием, чтобы партнер оставил в залог машину. Абас приехал с женой на двух джипах и написал расписку: он берет в долг деньги на пять дней под залог автомобиля жены. Та расписалась в том, что не возражает. Правда, ее “Мицубиси” оценили в 15 тысяч долларов, но тогда Радик в платежеспособности Абаса не сомневался.

- Я вынес деньги, Абас отдал мне документы на машину, ключи и расписку, - продолжает Радик. - “Мицубиси” я поставил на платную стоянку, Абас заверил: через пять - максимум шесть дней привезет назад всю сумму.
Прошла неделя, но Абас так и не позвонил. 22 января Радик приехал к партнеру. Но тот, сказавшись больным, попросил еще несколько дней отсрочки: мол, оклемаюсь, сдам товар и верну долг.
- Ждать я не мог - нужно было платить за растаможку, оформление джипа, и пришлось самому лезть в долги, - вспоминает Асылгареев. - Знакомый по бизнесу согласился занять под залог. Абас сказал, что в качестве залога предоставит купленный у меня джип, и мы договорились встретиться у нотариуса. Позже выяснилось, что “Лексус” не заводится.

Радик позвонил своему сыну Равилю, курсанту Академии МВД, и попросил его привезти провода - для “прикуривания”. Тот прямо с занятий приехал в полицейском мундире (позже это обстоятельство сыграет с ним злую шутку. - Т.К.), общими усилиями “Лексус” завели. А в кабинете нотариуса выяснилось, что Абас оформил машину на сына и без его письменного согласия залог юридически будет недействительным.
- Неожиданно Абас попросил занять ему еще 20 тысяч долларов, - говорит Радик. - Как выяснилось, он уже договорился с кем-то поставить этот “Лексус” под залог на $40 тысяч. Я пытался объяснить, что его действия - не что иное, как кидалово, но Абас лишь усмехнулся: ты не первый, кто попал. Уже потом, когда началось следствие, я выяснил, что его жертвой стал еще один алматинец, а сам Абас еще в 2001 году вместе с двумя офицерами из КНБ - полковником и старшим лейтенантом - были фигурантами уголовного дела по мошенничеству, которое возбудила военная прокуратура Алматинского гарнизона. Это дело дошло до военного суда. Тогда подозреваемые, как и я, сидели в следственном изоляторе, но потом все заглохло. Единственное, что мне удалось выяснить: оба офицера из КНБ были уволены, а Абас после двух лет, проведенных в СИЗО, был освобожден из-под стражи.

Из потерпевшего - в подсудимые

Радик написал подробное заявление в Ауэзовское РУВД, но следователи особого рвения не проявили. Как выяснилось позже, Абас тоже обратился в Ауэзовский РОП с жалобой на Радика - будто бы он мошенник и вымогатель, а его сын-курсант - соучастник. 28 апреля 2008 года против Асылгареевых возбудили уголовное дело. Причем сына забрали с занятий и в наручниках привезли к следователю ДВД Алматы С. САРБАСОВУ.

- Мне предъявили обвинение в мошенничестве и вымогательстве, а сыну - в угоне, - вспоминает Радик. - Кстати, о том, что взяли сына, мне сообщил начальник его курса, он же предложил Равилю написать заявление об увольнении из академии: мол, нам не нужен скандал. Дело против сына было прекращено за отсутствием состава преступления, но назад в академию его уже не приняли. А мое дело закрутилось, и в июне 2008 года прокурор Ауэзовского района выдал санкцию на арест. Меня повезли в СИЗО.
Радик говорит, что за семь месяцев поседел, а его жена была вынуждена продать квартиру своей мамы, чтобы заплатить адвокату и Абасу - последний заявил Асылгареевым, что только после получения морального ущерба в 50 тысяч долларов он откажется от всех претензий.

- Я сказал жене: никому не плати - закон на моей стороне, - говорит Асылгареев. - Но ей пригрозили, что сына закроют вместе с отцом. Тем более она видела Равиля, закованного в наручники. Поэтому жена безропотно платила всем...
А перед завершением следствия Абас признался полковнику Сарбасову, что действительно одолжил деньги у Радика, но вовремя рассчитаться не смог. Однако его чистосердечное признание помочь Асылгарееву уже не могло...

23 октября 2008 года судья Ауэзовского районного суда № 2 г. Алматы С. Жумабаев приговорил Радика Асылгареева к семи годам лишения свободы. Сидя в камере, Радик написал апелляционную жалобу в коллегию по уголовным делам Алматинского городского суда.
25 декабря 2008 года коллегия под председательством судьи К. БУХБАНОВОЙ нашла серьезные нарушения в приговоре судьи из Ауэзовского райсуда. В постановлении коллегии говорится, что действия Асылгареева были направлены на возврат денег, взятых у него в долг Абасом, и не свидетельствуют о наличии у осужденного умысла на хищение автомобиля. Требования вернуть деньги ОШИБОЧНО (выделено мной. - Т.К.) расценены судом как вымогательство чужого имущества.

- В этот же день коллегия постановила немедленно освободить меня из-под стражи, а апелляционные жалобы - удовлетворить. Но выпустить меня “чистым” они тоже не решились, поэтому городской суд отштрафовал меня на 233600 тенге за... самоуправство. Знаете, когда сидишь в нечеловеческих условиях и твою волю ломают, угрожая подставой сыну, понимаешь, что в этом городе бороться с правоохранительной системой бесполезно. На мое заявление о привлечении к ответственности Абаса ни одного ответа из РУВД, районной и городской прокуратуры я так и не получил. Поневоле начинаешь верить, что у Абаса действительно могущественные покровители...
Связаться с самим Абасом не удалось: телефоны, указанные Радиком Асылгареевым, были выключены.

Тохнияз КУЧУКОВ,
kuchukov@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть