5995

В горы от ума

В горы от умаВ горы от умаА понял бы, уединясь,
Вселенной внутреннюю связь,
Постиг все сущее в основе
И не вдавался в суесловье.

“Фауст” Гете.

Но есть кое-что посильнее “Фауста”. Например, мечта художника Алексея ШИНДИНА уединиться далеко в степи, чтобы никто не мешал ему беседовать с самим собой. Частично свою мечту он уже осуществил, перебравшись из суетного города на его высотные окраины. Здесь Алексей живет все еще со светом и водой, но уже без шума и пыли.

В горы от умаНе надо верить объявлениям. Потому что по ним получится, что у Шиндина особняк в трех уровнях в живописном районе мегаполиса. С одной стороны, так оно и есть. С другой - самого Алексея подлодочные размеры внутренней планировки дома нисколько не смущают.
И вот мы сидим на самой нижней палубе, окрашенной в густой синий цвет. Как утверждает художник, синий цвет зрительно расширяет пространство. Жаль, что потолок цвет не приподнимает - было бы в самую кисточку.
- Мечтаю жить вдали от цивилизации, - в глубокой синеве говорит Алексей и наливает чай, - искать свою внутреннюю гармонию. В городе сделать это очень сложно.

Поисками внутренней гармонии Шиндин занимается едва ли не с детства, прошедшего в Костанайской области. Большой вклад в поиски принесла учеба в Академии имени Жургенова, где художник познакомился с кинематографистами. Потом, отправляясь в командировки, Алексей неизменно брал с собой камеру и делал художественные проекты. Один из них - фотопроект “ Земное счастье” - посвящен жителям Мангистауской области, которые живут в юртах, но совершенно осознанно, и на жизнь не жалуются.

- У этих людей есть все: нефтяные хранилища, хорошая зарплата, дешевый газ, квартиры в городе, - продолжает собеседник. - Но они совсем не стремятся в город. Их полностью устраивает спартанский быт. Это их счастье. И никакой подспудной провокации - посмотрите, как ужасно живут здесь люди! - в этой работе нет. Я ведь искренне и сам так жить хочу.

- А планка не съедет?
- Я, наоборот, стараюсь, чтобы планка двигалась. Только в нужном направлении.
Несмотря на стремление вынырнуть из общества, Алексей вовсю делает социальные проекты. Он бежит от общества, но не от его проблем. Вот, например, серия фото “ What are you doing?” (“Что ты делаешь?”) с изображениями людей, которые пребывают в состоянии перманентного анабиоза:
- Это проект о тех казахстанцах, которые не принимают активного участия в политической, общественной жизни страны. Их много. Они просто спят. Вообще, иностранцы постоянно поражаются нашим “недо”: недосказанностью, недоделанностью...

Презентацию с кадрами сопровождает песня со словами “Что ты здесь делаешь в юрте?” - спросил чабана чабан”. И так несколько раз, а потом: “Но тот ничего не ответил, потому что он был наркоман”. Жестко. А вот еще жестче: видео “Лед” о героях нашего времени - простых работниках “Водоканала” не самого большого города страны.
- Если в советское время герои ехали поднимать целину и это считалось подвигом, то сейчас подвиг - просто жить и работать в этих брошенных городах, - утверждает Алексей. - Люди за копейки на тридцатиградусном морозе ныряют в колодец, чтобы устранить аварию. Они ничего не просят, никому не говорят о своей жизни. Они просто делают свое дело.

Сейчас Шиндин все больше стремится к живописи. Причем делает он ее подчас на листах фанеры китайской декоративной эмалью. Интересна серия кухонь. Это отражение кухонного советского менталитета. Если в королевской Франции история вершилась в спальнях, в президентской Америке - в Овальном кабинете, то у нас удел один - кухня.
- Кухня - это уголок свободы в квартире. В спальне спят, в зале решают деловые вопросы, - говорит Шиндин. - А в кухне можно выпить, закусить, поговорить, не вторгаясь в зону чужого интима. Недавно мне пришла анкета, где надо было определить свое образование. Я написал: “кухонное”.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматинская область
tulegen@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть