Анау-Мынау о Tекущем Mоменте
Сергей КОЗЛОВ, журналист Футбол в одни ворота
Поддержать родную футбольную команду неделю тому назад пришли многие. Но болельщиков с купленными билетами на матч Казахстан - Белоруссия не пустили. Сказали: нет мест. А на стадион в это время проходили другие люди, кто сумел что-то ловко и быстро сунуть стоящим в оцеплении полицейским.
Наверное, такие патриоты стране нужнее.
Вообще, с правом на что-то, положенное по праву, у нас всегда напряженка. К примеру, в медицинских учреждениях Алматы пациентов вынуждают покупать лекарства и медицинский инвентарь. Это данные проверки деятельности объектов здравоохранения города. Лекарственные препараты, которые должны отпускаться бесплатно или с 50-процентной скидкой, больные покупают сами. В поликлиниках нет вывески с перечнем бесплатных лекарственных препаратов. А в отделениях платного обслуживания нет вывесок с прейскурантом цен и единых тарифов на определенные виды платных медицинских услуг.
Новаторы, пытающиеся внедрить необходимые стране производственные проекты, пробиться, как правило, не могут. Несмотря на широковещательные декларации о том, что государство поддерживает развитие инновационных технологий. Как утверждают в Ассоциации предпринимателей Казахстана, у новаторов просто нет крыши. Крыши в виде влиятельного агашки. Или откат чиновники требуют такого размера, что и проекты становятся бессмысленными.
Ну никак не приживается у нас малая беспилотная авиация. Эти “летающие роботы” очень нужны стране, но на права их разработчиков чиновники положили с прибором.
Недавно известный юрист Сергей Уткин вновь получил полный “отлуп” в очередной своей попытке пробиться на выборах в состав Алматинского маслихата. Может, Уткин безграмотен, не способен вырабатывать нужные для общества и города решения? Или не имеет права быть депутатом? Или народ голосовать за него не хочет? Да нет, просто не из тех он, кто в маслихате нужен.
Кстати, вместо Сергея Уткина депутатом городского маслихата стал Олег Печеник, директор коммунального предприятия “Центральный стадион”, того самого стадиона, на который людей с билетами не пускали, а пускали “патриотов” без билетов.
Недавно образовался чрезвычайный комитет родителей учащейся молодежи, протестующий против коррупции, низкого качества казахстанского образования. И стал комитет выяснять: что нужно делать для получения гранта и кредита, обещанного государством одаренным студентам, и тем, кто хорошо успевает в учебе? И где, наконец, деньги, выделенные этим студентам? В соответствующих банках комитет отфутболили: денег, мол, они не получали. Однако кто-то из студентов гранты все же получил. Каким образом? Все запросы в Минобразования остаются без ответа. Как сетуют руководители комитета: если уж нам не могут объяснить, на что тратятся наши собственные деньги, то кто нам даст информацию по грантникам?
Кстати, автор этих строк тоже был среди тех, кто купил билет, но на футбол не попал.
А тут еще и сборная в очередной раз позорно проиграла. Может, и хорошо, что “они” меня не пустили...
Асия БАЙГОЖИНА, кино-документалистЭмоциональная чума
В прошлом месяце власти ликвидировали и запретили на территории РК организации оккультно-мистического толка “Алля-аят” (Фархат-ата) и “Ата жолы”. Поздно и, сдается мне, безнадежно. Ряды сторонников шофера, лечившего всех соленым чаем с молоком и смотрением в упор на солнце, и тех, кто ступил на скользкую тропу общения с “духами” предков и считает себя провидцем и лекарем, исчисляются тысячами. Вполне может статься, что все эти люди, зараженные вирусом мракобесия, загнанные в подполье, завтра обретут статус святых.
СМИ, и в первую очередь ТВ, все это время не просто пропагандировали и рекламировали “чудотворцев” новой волны. Массмедиа мифологизировали и демонизировали подобные явления. Результат: каждый второй у нас - маг-ясновидец. Масса моих, а наверняка и ваших знакомых - самодеятельные колдуны-ведуны: отвораживают-привораживают, заговаривают, шлют порчу и т.д. Остатки здравого смысла испаряются с очередным якобы научно-популярным фильмом типа “Память воды” или “Плесень”. Считается хорошим тоном иметь личного прорицателя. Приятельница, живущая здесь, по самым разным поводам звонит в Сибирь знакомому шаману.
- Что он делает?- спросила я.
- Выходит в астрал и там находит решение проблемы.
Ей легче от того, что есть консультант-поводырь. Миллионам в стране после обретения независимости понадобился такой поводырь. Все советское время люди были в плену идеологии, то есть жили коллективными формами при отсутствии приватного бытия. В эре независимости всем предложили жить самостоятельно. Увы, навыков не было. Как не было и духовного ориентира. А в состоянии смуты и неопределенности сознания любой вздор принимается на веру. Уставший от неисчислимых передряг, бывший всегда ведомым, наш человек не просто хочет - жаждет перемен. Но ждет как чуда - пусть само свершится!
В природе человека - верить в чудеса, но традиционные религии требуют осознанных усилий, духовного напряжения и некой аскезы. Чтобы случилось чудо, необходима метанойя - перемена сознания. Мы меняться не хотим, изменить что-либо сами вокруг и в себе считаем точно не в состоянии, это нам не под силу. Но спрос рождает предложение, толпы шарлатанов готовы помочь всем и каждому. Раньше мракобесие шло от невежества, теперь - от новых знаний. Но фундамент его неизменен - это страх, тщеславие и ненависть. К чему это ведет? К расцвету мистики и массового невроза на почве оккультизма. Болезнь видна невооруженным глазом. Определение ей дал в свое время Вильгельм Райх - “эмоциональная чума”. Признаки: размытое мышление, иррациональные эмоции, морализаторство и… мазохистская терпимость. Зараженный человек искренне верит в провозглашенные им цели и мотивы. Что и демонстрируют последователи Фархата и “Ата жолы”, собирая сегодня митинги и рассказывая о чудесах обретенной ими веры.
Райх, кстати, автор знаменитой книги “Массовая психология фашизма”, утверждал: тот, кто склонен к мракобесию и мистике, - склонен и к принятию над собой власти диктатуры. Эмоциональная чума у нас явно принимает характер пандемии. Что делать? Наверное, то же, что и в случае с обычной. Совет средневековых врачей: бежать без оглядки. Европа, пережив тогда ряд эпидемий, приняла законы против роскоши и конкретные меры социальной ответственности. Почему бы нам не взять это на вооружение? Запретить - не значит исправить ситуацию. Особенно во времена кризиса, когда потребность в чуде возрастает в сто крат.
Амиржан КОСАНОВ, первый заместитель председателя ОСДПКонтрольный звонок?
Итак, Казахстан, как и все страны мира, прокладывает свой путь по выходу из кризиса. Да и другие, включая самые развитые страны, не изобретают велосипед и реализуют примерно одинаковый набор антикризисных мер.
Однако до сих пор казахстанская власть никак не желает признать свою часть ответственности за кризис и его последствия. А жаль. Ибо, сделав такой политически мужественный и мудрый шаг, она бы приобрела гораздо больше сторонников. В том числе и в рядах своих критиков.
Но этого, к сожалению, не происходит. И потому изначальное финансовое недомогание переросло в ухудшающуюся экономическую болезнь. Не реагируя на спешные инъекции со стороны правительства, эта хворь прогрессирует и уже приводит к сильным социальным судорогам. А они, как учит история, могут привести к неотвратимому политическому кризу. Не путать с кризисом доверия. Пока.
Зададимся простым вопросом: “Почему, несмотря на умопомрачительные и доселе небывалые финансовые вливания, до сих пор нет ощутимых результатов?”. Наоборот, ситуация все больше и больше усугубляется.
Причина одна. Нет самого важного, что могло бы сделать весь этот джентльменский набор эффективным, - контроля!
Контроль со стороны самой исполнительной власти неэффективен. Потому что она априори не может контролировать саму себя. И уже не мы, оппозиция, а сам Счетный комитет признает, что миллиарды не доходят до конечного адресата. Возмущается бизнес, негодуют дольщики, которые этих денег еще не видели и в помине.
Контроль со стороны парламента смешон. О его контрольных полномочиях и способностях неудобно даже и говорить (кстати, сами депутаты по этому поводу иногда смеют возмущаться). Как нуротановский парламент может контролировать нуротановское правительство?
Нужен другой контроль!
Контроль со стороны независимых институтов - неправительственных организаций и политических партий, не прикормленных властью. Ибо независимость - не только свобода слов и действий, но и хоть какая-то гарантия объективности оценки.
Контроль со стороны независимых средств массовой информации. Да, некоторые из них аффилированы с отдельными кланами и группами. Пусть для начала хотя бы раскрывают нехорошие дела конкурентов своих хозяев, которым достались лакомые куски госпомощи. Что, в принципе, уже неплохо.
Одним словом, контроль со стороны всех сил, не связанных финансовыми и иными интересами с властью! А такое возможно только в подлинно демократическом обществе.
Формула проста - экономический кризис можно победить только через прозрачные механизмы. Не через закручивание гаек (запреты на митинги и т. д.), а через… политические реформы. Плюрализм в обществе - гарантия от будущих ошибок, способных приводить к таким кризисам.
И давайте же теперь будем последовательны.
Не хотели признавать наличие кризиса - поздно, но признали-таки.
Не хотели помогать реальной экономике - теперь каждый чиновник, как “Отче наш”, произносит аббревиатуру МСБ.
Нынче же не хотим организовать реальный контроль над расходованием средств, поручая это всевозможным подконтрольным, а потому неэффективным органам.
Может, все-таки начнем?
Пока не прозвенел звонок.
Контрольный звонок.
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

