Золотые ноги
Алматинка
Динара ШАРИПОВА (на снимке) - мастерица. Был бы другой человек, мы бы привычно добавили - на все руки. Но про нее такого не скажешь. Она прекрасно вышивает бисером, но делает это ногами. Я боялась, что этот вопрос обидит ее. Но все же спросила: “Правда, что ты все делаешь ногами, даже вышиваешь бисером?”. Она, ничуть не смутившись, тут же попросила маму: “Достань пяльцы”…
Через несколько секунд Динара уже сидела на полу. Белая простыня, постеленная для удобства, самая обыкновенная игла и такой малюсенький бисер, что и руками не уцепишь. Она привычным движением зажала иглу между пальцев ног, подцепила бисерину, стежок, еще один... Динара переворачивала пяльцы, втыкала в ткань иглу, и рисунок постепенно приобретал свои очертания. Это было сердце, вышитое розовым бисером. Она делала это очень ловко, а мне не верилось, что можно с такой скоростью управлять своими ногами. Будто поняв, о чем я думаю, мама Динары, Бибигуль, произнесла:
- Она шьет быстрее меня. Я за ней не успеваю. Иногда мы устраиваем соревнование - садимся вместе и вышиваем наперегонки. Она всегда меня побеждает.
Ноги с самого детства были ее руками. Правда, и они сначала не слушались. Совсем. До десяти лет Динара почти все время лежала, даже сидеть не могла без посторонней помощи - такая тяжелая форма ДЦП. Тогда Динара была совсем еще крошечной девочкой. И не только потому, что ей было всего-то несколько лет от роду. Она почти не росла. Лежала в своей кроватке и изучала мир. Он был горизонтальным. Ноги стали слушаться Динару, когда ей было четыре. Она с ними договаривалась. Долго приучала непослушные пальцы, часами тренировалась и радовалась, когда у нее хоть что-то получалось. - Она рисовала, читала и даже шила лежа, - вспоминает Бибигуль. - Все делала сама, не любила, когда мы с отцом ей помогали. Я поражалась ее настойчивости, но иногда не могла спокойно смотреть на то, как она мучается. Хотелось подойти, сделать все за нее. Но в ответ слышала неизменное: “Я сама”.
Так Динара сама научилась писать ногами. Девочка не спеша выводила печатные буквы. Грамота давалась нелегко, но она давно и увлеченно читала - ложилась боком на кровать, прижимала книгу и глотала страницу за страницей.
Бибигуль протягивает мне открытку. Поздравительный текст напечатан в типографии, а внизу неуверенно, будто в прописи первоклашки, выведенная ногой дочери подпись: “Динара”. Для мамы это самый дорогой подарок.
Родители сначала не понимали, что жизнь их дочери будет другой - не такой, как у них самих, да и у всех остальных…
- Когда я узнала, что у Динары ДЦП, даже не придала этому особого значения, - вспоминает Бибигуль. - Молодая была, глупая. Мне казалось, что дочь вырастет и не будет ничем отличаться от других детей. Только потом мне стало ясно, что этого никогда не произойдет.
Родители учились жить по-новому. Сейчас прошло уже почти 20 лет с момента их знакомства с диагнозом ДЦП. И, глядя на эту семью и их отношения, язык не повернется сказать, что они в чем-то ущемлены или ограничены. Динара сначала училась дома, потом, когда не без помощи посторонних, она стала ходить, девушку устроили в вечернюю школу для самых обычных детей.
- Сначала я сильно стеснялась, - рассказывает о своих первых днях в школе Динара. - На меня все смотрели. До сих пор не могу привыкнуть к этому. Стоит мне выйти на улицу, как я тут же становлюсь объектом всеобщего внимания. Люди чуть ли не пальцем на меня показывают. Но потом нашла подруг в школе, одноклассники ко мне привыкли, и я стала обычной ученицей. Когда получу аттестат, постараюсь поступить в колледж на заочное отделение - хочу стать бухгалтером. Буду работать дома.
Динара уже начала осуществлять план своей жизни. Для начала освоила компьютер. Он стоит на полу, она садится рядом, ловко бьет по клавишам и управляется с мышкой. Все это она делает ногами.
- Родители подключили компьютер к Интернету, теперь у меня много друзей, - Динара легко заходит на один из популярных социальных сайтов: - Я сразу всем говорю, что инвалид, особенно мальчикам.
- Почему?
- А чтоб не приставали... У меня есть друг в Индии, он учился здесь в мединституте, обещает летом приехать, хочет познакомиться со мной...
- Жених?
- Да нет, просто друг, - от смущения она начинает смеяться.
- Динара общается и с инвалидами, - Бибигуль вспоминает такую историю. - Она давала советы парню, у которого нет рук, тот совсем не выходил из дома - боялся окружающего мира. Динара долго ему писала, убеждала в том, что нужно купить протезы и начать жить заново. Он так и сделал. Вы бы видели, как дочь тогда радовалась. Теперь я ей говорю: “ Вот и ты никого не стесняйся, раз сама такие советы даешь”.
Но она все равно иногда смущается. Например, никогда не станет есть ногами при посторонних. Хотя именно так она любит принимать пищу. А еще Динара никому не рассказывает о том, что вышивает ногами. Хотя многие ее работы дарят иностранцам, которые приезжают в Алматы. Да и выставки в жизни Динары уже бывали.
- Я знаю, даже если оставить ее одну, она справится с любыми трудностями, - уверяет Бибигуль. - Однажды мы с мужем уехали куда-то на весь день, возвращаемся и видим: сервированный стол и несколько салатов. Она их сама приготовила. Вот такой сюрприз. Дочь мне и по дому помогает, и посуду пытается мыть. Я хочу, чтобы она начала и руки разрабатывать, но Динара ни в какую - ей удобнее все делать ногами. Хотя, кто знает, может, когда-то она сможет справиться и со своими непослушными руками. Я этого очень хочу.
- Динара, а ты сама чего хочешь?
- Влюбиться...
Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

