Обвинительный наклон
Житель Петропавловска
Виктор ЕФИМОВ воочию убедился, как опасно в наше время оказаться потерпевшим в уголовном деле. Поздним вечером 5 марта 2008 года на Виктора Ефимова и его друга Айвара АШИМОВА, возвращавшихся после похорон родственника, на улице напали трое молодых людей. Били, по словам Виктора, очень серьезно:
- Я трижды терял сознание. Меня пинали ногами по голове, по туловищу. Друг так и остался лежать, а меня, всего окровавленного, подняли, сняли дубленку, забрали шапку и заявили: если хочу остаться в живых, то должен дать им 5 тысяч тенге. Отвели до подъезда, отпустили, а сами остались ждать внизу.
Роковая встреча
Когда Виктор зашел домой, его супруга Ольга сразу же вызвала полицию. Стражи порядка приняли заявление, написали направление на судмедэкспертизу, выслушали рассказ о том, что на месте преступления остался избитый человек. Преступников, ожидавших деньги возле подъезда, уже не было. Впоследствии Ашимова обнаружат мертвым.
7 и 8 марта с утра до вечера Ефимов провел в полиции, вновь и вновь пересказывал драматические события, дал точные описания преступников.
- Двоих, Максата ШЕГЕНОВА и Асхата ИБРАЕВА, они по моим описаниям внешности задержали 7 марта, а про третьего оперативники заявили, что это некто по кличке Гном. Я опознал этих двоих официально, а из разговоров оперативников было ясно, что вся троица им хорошо знакома. Будто бы на них уже не раз жаловались, что они избивают людей в нашем Рабочем поселке, но к ответственности не привлекаются якобы из-за высокопоставленной родни…
Далее события развивались весьма странно. В камеру изолятора временного содержания был помещен только один Шегенов, а Асхат Ибраев был сразу же отпущен домой. Впрочем, на следующий день и Максат Шегенов оказался на свободе, после того как прокурор Петропавловска Марат НУРМАГАМБЕТОВ отказался дать санкцию на его арест. И это в деле об убийстве, когда есть показания потерпевшего, лично опознавшего подозреваемых! Как потом заявил один из следователей, у подозреваемых было железное алиби - родственники клялись, что в тот вечер оба были дома. А кровь на одежде Ибраева они объяснили частыми кровотечениями из носа…
Кстати, третьего подозреваемого, которого оперативники называли Гномом, не задержали вообще.
Шпионский фикус
В уголовном деле есть показания хозяйки дома, которая видела, как возле ее забора трое парней избивали двух мужчин, но следствие придерживалось другой версии. После того как опознанные Виктором Ефимовым люди оказались на свободе, полицейские принялись… за самого потерпевшего. По его словам, повестками вызывали следователи, но попадал он на беседы к начальникам различного ранга. Общение проходило без адвоката. 26 марта, по словам Ольги Ефимовой, супруги Виктора, в их квартире разыгралась шпионская драма:
- В 6 часов вечера к нам явились участковый инспектор капитан Талгат ГАББАСОВ, оперативник в штатском, представившийся Андреем, и еще один оперативник, не назвавший своего имени. Беседовать с нами они захотели исключительно на кухне, в то время как этот неизвестный оставался в зале. Поговорив ни о чем, полицейские ушли, а через полчаса мы обнаружили отвалившуюся от горшка с фикусом вот эту штуку (см. фото).
Супруги Ефимовы решили, что перед ними радиомикрофон с двумя плоскими блоками питания, покрытыми с одной стороны липкой субстанцией. На изделии красовался инвентарный номер “20”. Виктор сообразил: если это микрофон, то рядом должна быть машина. Выглянули в окно, и точно - во дворе стоит чужой “Опель” темно-вишневого цвета с номером Т 306 NOM. Они забрали радиомикрофон и ушли к родственникам.
- А потом, - говорит Ольга, - у них началась паника: они стучались к нам домой. Убедившись, что дома нет никого, звонили моим родителям, квартира которых на первом этаже. Требовали, чтобы моя мать открыла им нашу квартиру, потому как будто бы случайно оставили детонатор от взрывного устройства. А это очень опасно. Но мама никому нашу дверь открывать не стала. Вечером нам звонил замначальника 2-го отделения Абильмажинов. Наутро те же трое, явившись ко мне на работу, требовали отдать им “детонатор”. Но я заявила, что знать ничего не знаю. Они еще пытались забрать его через нашего адвоката, но ничего не вышло…
В прошлом бывший сотрудник отдела по обеспечению специальных операций Государственного следственного комитета МВД РК на условиях анонимности выдал такое заключение:
- Это профессиональная самоделка. Черная коробочка побольше - УКВ-передатчик, собранный на плате из нескольких общедоступных деталей, залитых впоследствии компаунтом (пластическая масса для фиксации радиодеталей). Микрофон - черная коробочка поменьше на витом шнуре, предположительно системы “Сосна” - тоже можно достать. Свернутая антенна и две блестящие тонкие пластины, литиево-полимерный аккумулятор емкостью 1750 миллиампер. А вот эта штука уже взята из какой-то спецтехники. Потому что таких аккумуляторов никогда не было в свободной продаже. Мощность передатчика 30-50 метров. Так что машина под окнами вполне вписывается в контекст истории - слушали разговор на простом приемнике. Могли ли так поступить полицейские?.. Вполне. Санкцию брать не надо; с самодельной неучтенной аппаратурой пришли вечером, нагнали в разговоре страху, вышли и слушали. Если у людей что-нибудь за душой было, они обязательно начали бы это обсуждать или звонить кому-то по телефону. А то, что потом несколько раз забрать пытались, тоже понятно - это ведь след. Там отпечатки пальцев вполне могли остаться…
Попытка не пытка
После этого Виктора Ефимова попытались привязать к двум другим преступлениям. Очевидно, чтобы он перестал наконец жаловаться во все инстанции на полицейскую волокиту. В середине мая Виктору Ефимову позвонила следователь 2-го отделения Юлия ЛЕБЕДЕВА. Рассказывает Ольга:
- Трубку взяла я, спросила, по какому поводу его вызывают в полицию. Лебедева ответила, что недавно рядом с нашим домом был убит некто Андрей МАЦУК и на нем обнаружен “рыжий волос, который вполне может принадлежать вашему мужу, и мы обязаны его допросить”. После того как я сказала, что допрашивать его она будет только в присутствии адвоката, Лебедева разговор прекратила и больше не звонила.
А через несколько дней, по словам Ольги, к Ефимовым пришла живущая неподалеку женщина, которая по ночам приторговывала водкой:
- Пришла и говорит: “Хочу познакомиться с человеком, из-за которого меня два дня подряд допрашивали во 2-м отделении”. Оказывается, полицейские требовали от нее показаний, будто бы Виктор приносил ей в обмен на водку ворованные вещи! Как они ни бились, она не стала говорить того, чего не было, зато в моем присутствии написала заявление в горпрокуратуру, которое я собственноручно отправила по почте. Никакого ответа мы не получили…
У Ефимовых на руках вообще нет никаких официальных бумаг из полиции: ни постановления о возбуждении уголовного дела, ни о признании Ефимова потерпевшим. Зато они сами писали жалобы во все инстанции - от прокуратуры города до администрации президента.
Расследование целый год шло зигзагом. То его передавали в УВД Петропавловска, то возвращали обратно во 2-е отделение, окончательно все запутав и поменяв за год пять следователей. Однако дело об убийстве Айвара Ашимова и нанесении телесных повреждений Виктору Ефимову так и не продвинулось. Ответы на вопросы о многочисленных странностях расследования наверняка знает замначальника по следствию ДВД Северо-Казахстанской области Сарсенбай ДАВЛЕТОВ. Не зря же он все это время руководил работой североказахстанских следователей! Но вот беда - этот господин официально заявил, что никогда не будет встречаться с собкором газеты “Время”.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

