13574

Страсти по рению

Если исходить из нормальной логики, РГП “Жезказганредмет” просто обречено на процветание. Редкоземельный элемент рений, получаемый на этом госпредприятии из отходов добычи и переработки меди, казалось бы, неминуемо должен гарантировать и высокие зарплаты коллективу, и нешуточные поступления в бюджет страны.

Тогда кто и зачем хочет обанкротить это предприятие?
Некоторое время назад между трудовым коллективом РГП “Жезказганредмет” и его руководством случился конфликт. Рабочих возмутило, что жизнь дорожает, цены на продукты и тарифы на коммунальные услуги растут, а зарплаты им не индексируют. Самые недовольные создали инициативную группу, которая стала разбираться, кому реализует их предприятие рений и как расходуются вырученные за него деньги.
Выяснились очень любопытные вещи.

Во-первых, в течение 2007 и 2008 годов “Жезказганредмет” продавал свою продукцию только двум компаниям - Norris Trade & Finance LTD и Helvelyn Universal S.A.
Во-вторых, обе зарегистрированы в известной офшорной зоне - на британских Виргинских островах.
В-третьих, обе созданы в начале 2007 года, словно специально под сделки с “Жезказганредметом”.
Но самое интересное - это цены, по которым продавали рений.

Директор РГП Артур Бекенов и его заместитель по экономике Аманжол Каратаев сначала заключили с офшорными компаниями контракты о продаже рения по цене 2300 долларов США за килограмм. Потом, когда уже рабочие стали возмущаться, заключили несколько дополнительных соглашений, в которых цену реализации приподняли до 2337 долларов. Еще чуть позже изменили условия контракта с компанией Helvelyn Universal S.A., установив цену 2370 долларов. При этом контракт с Norris Trade & Finance LTD РГП пересматривать почему-то не стали.
В то время, когда осуществлялись эти сделки, средняя рыночная цена на рений колебалась от 3380 до 4 тысяч долларов. Более того, одна из крупных казахстанских частных корпораций, конкурирующая с “Жезказганредметом”, реализовывала металл по цене 7,2-7,3 тысячи долларов за килограмм. По данным официальных биржевых бюллетеней, мировая цена доходила до 8,5-9 тысяч долларов.
Кстати, в это же время одна немецкая фирма предложила “Жезказганредмету” совершить сделку по цене 6500 долларов США. Некая американская компания была согласна покупать рений по 7500 долларов за килограмм.
Но все эти варианты руководителей “Жезказганредмета” не устроили. Госпредприятие упорно продолжало отправлять за рубеж дефицитный металл вдвое, а то и втрое ниже его реальной рыночной стоимости. Потери на каждом проданном килограмме иной раз доходили до 5 тысяч долларов.

В договорах указывалось, что отгрузка рения будет производиться только после полной предоплаты, но в действительности его отпускали в долг. Покупатели из офшора месяцами не платили за полученный товар, а госпредприятие “Жезказганредмет” никаких штрафных санкций за это не предъявляло.
Между тем сам “Жезказганредмет” прочно увязал в долгах. Чтобы покрывать текущие расходы, госпредприятие брало кредиты и одалживалось у поставщиков необходимого для получения рения исходного сырья. Складывалось впечатление, что высокорентабельное производство целенаправленно вгоняют в штопор банкротства.
Возмущенные происходящим рядовые работники предприятия направили серию писем в правительство и лично премьеру Масимову, в Министерство индустрии и торговли, в Совет безопасности, сенат, руководителю финансовой полиции, председателю КНБ РК. Они просили правоохранительные органы разобраться, в чьих интересах действуют руководители РГП “Жезказганредмет”.

Какой была реакция?
Да почти никакой.
Министр индустрии и торговли прислал комиссию из Астаны. Комплексная проверка никаких вопиющих безобразий на госпред­приятии не обнаружила. Наоборот, проверяющие пришли к выводу, что устанавливать цену на рений дороже 2000 долларов предприятию вообще невыгодно - дескать, его покупать никто не будет.
Впрочем, столичная комиссия нашла кое-какие недостатки и дала ценные рекомендации по их исправлению: устранить превышение лимита легковых автомобилей, завершить ремонт административного здания, пересмотреть подходы к оплате труда и разъяснить рабочим ситуацию с иностранными контрактами.

Руководство РГП “Жезказганредмет” к рекомендациям выше­стоящих товарищей отнеслось серьезно. Автопарк сократили. Здание отремонтировали. Подходы к оплате труда рабочих пересмотрели - всех лишили квартальной премии. Ситуацию с поставкой рения за рубеж разъяснили доходчиво - около двадцати рабочих уволили. Так нечаянно совпало, что уволили именно тех, кто наиболее злостно интересовался как раз этим вопросом.
Правда, установившийся на предприятии порядок пыталось нарушить Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Летом 2008 года финполиция потребовала провести бухгалтерско-экономическую экспертизу деятельности “Жезказганредмета”. Эксперты подсчитали, что только в 2007 году размер упущенной государством выгоды составил почти 5 миллионов долларов США. Это если считать по самой минимальной рыночной цене рения. По максимуму - убытки тянут на многие десятки миллионов долларов в год.

Кому в карман идут эти деньги, наверное, мог бы рассказать директор РГП Бекенов.
Между прочим, финполиция даже попыталась его об этом спросить. Возбудила в отношении его аж два уголовных дела. Собственно, на этом антикоррупционное ведомство и сдулось. Уголовные дела вроде есть. А фактического расследования - нет. Не иначе как финполу стоп выписали.
Тем временем цепочка между РГП “Жезказганредмет” и офшорными компаниями пополнилась еще одним посредником. Это некое ТОО “Казпроинвест”. С виду совсем скромное. Без шикарного офиса. Зарегистрировано в стандартной квартире обычного жилого дома в казахстанской столице. Директором значится то ли родственник, то ли однофамилец одного известного казахстанского актера. В общем, ничего особенного. Зато теперь РГП “Жезказганредмет” передаст рений по бросовой цене этому ТОО, а оно уже, в свою очередь, перепродаст дальше. Какова окончательная цена казахстанского рения, который поступает зарубежным потребителям, - тайна за семью печатями.

Конечно, вдумчивый читатель спросит: кто будет отвечать за все, что происходит на “Жезказганредмете”?
Видимо, Министерство индустрии и торговли, которое возглавляет г-н Школьник.
Хотя он человек опытный и сообразительный, мы понимаем, что сказать всю правду обществу ему будет трудно.
Но надо, Владимир Сергеевич, надо. Все-таки кризис на дворе.


Наша справка
Рений в сплавах с другими металлами придает изделиям тугоплавкость и особую прочность. Востребован в самых разных сферах - от космической промышленности и самолетостроения до оборонки и производства всевозможного оборудования для нефтегазовой отрасли. Казахстан является одним из признанных мировых лидеров по запасам этого редкого и очень ценного металла, стоимость которого приближается к стоимости золота, а спрос всегда превышает предложение.


Геннадий БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:benditsky@time.kz

Поделиться
Класснуть