Откуда у парня мадьярская грусть?
Венгерский профессор Андраш БИРО (на снимке) совсем не укладывается в привычный образ ученого. Молодой красавец дзюдоист с белозубой улыбкой. Он все чаще бывает в Казахстане. В этот раз его занесло в Аркалык, который скоро станет побратимом венгерского города Эгера. Энергичный Биро уже стал автором исследования, которое доказывает родство казахов-мадьяр и венгров, но останавливаться на достигнутом молодой ученый не обирается.- Венгры в душе всегда чувствовали, что они с Востока, это сидело в нашем сознании. У нас и тюрков много общего: жили в юртах, тоже были кочевниками и прекрасными наездниками. Даже оружие, которое применяли древние венгры, схоже с тюркским. Естественно, все эти совпадения не могли остаться незамеченными. Более-менее серьезные исследования в этом направлении стали проводиться примерно двести лет назад. Тогда венгры приезжали, например, на Кавказ, искали свои исторические корни. Было множество научных гипотез и споров. Некоторые считали, что мадьяры жили на территории нынешней Украины или Южного Урала, но никто не знал, откуда именно пришли в Европу древние венгерские племена. В 1965 году в Венгрии узнали о том, что в Казахстане есть подрод, который называет себя мадьярами. Наши ученые обнаружили их в Торгайском регионе. Тогда исследователи приезжали сюда, общались с этими людьми, изучали их быт и традиции. Потом было еще несколько попыток привязать казахстанских мадьяр к венграм. Но нужны были очень веские доказательства, ведь наименование “мадьяр” могло быть простым совпадением. Вот тогда-то я и задумал экспедицию в Костанайскую область.
Андраш уже был в Казахстане - в 2006 году его пригласили сюда наши ученые. Вместе они исследовали древние казахские курганы и сравнивали их с захоронениями древних мадьяр. Ученые находили много общего, но, увы, это опять ничего не доказывало.
- В 2007 году я вновь приехал в Казахстан. Мы были в 16 маленьких аулах, разбросанных вокруг поселка Жангельды в Костанайской области, брали образцы ДНК у тех мужчин, которые знали, что они из рода мадьяр, - вспоминает ученый. - Причем нам было важно, чтобы эти люди были мадьярами именно по мужской линии. Нас там встречали как родных, которые вернулись домой после долгого отсутствия. Мне часто приходилось объяснять, почему я называю себя мадьяром, ведь внешне я не похож на казаха. А когда люди понимали, кто я и откуда, тут же пытались накормить и напоить меня и моих друзей. В общем, тогда я почувствовал себя дома, было какое-то неуловимое ощущение родства. Мы взяли образцы ДНК у 165 человек. Отнеслись к этой работе максимально аккуратно, нам было важно, чтобы в их число попали только чистокровные мадьяры.
Андраш привез эти пробы в Будапешт, где его ждали лучшие генетики страны. - Специалисты проводили генетический анализ y-хромосомы, которая сохраняет информацию, заложенную множеством поколений назад, она не изменяется веками, - поясняет Биро. - Причем мы сравнивали образцы ДНК казахов-мадьяр, венгров и представителей еще 40 народов. Я тогда думал: если венгры окажутся самыми близкими из европейцев генетическими родственниками казахов, это уже станет хорошим результатом. Но ведь еще нужно было сопоставить образцы ДНК казахов-мадьяр и представителей других тюркских народов: киргизов, таджиков, туркмен, башкир. Я был готов к тому, что тюрки будут ближе к тюркам. Но результат удивил даже меня: казахи-мадьяры и венгры оказались ближайшими родственниками. Ближе, чем все тюркские народы. Я не мог в это поверить, все еще сомневался, и мы провели повторное исследование, но результат оказался тем же. Это не доказывает, что торгайские мадьяры - не казахи. Не доказывает и того, что венгры - это казахи. Но главное - теперь мы не можем отрицать, что когда-то наши народы жили рядом. И мне как венгру было важно убедиться в том, что наши потомки когда-то пришли в Европу с территории Средней Азии.
О том, что это так, Андраш не раз слышал от жителей Костанайской области и других регионов Казахстана, в которых бывал. От фольклора ученый никогда не отмахивался - наоборот, тщательно фиксировал любую свежую информацию, а потом на ее основании проводил новые исследования.
- Знаете, легенды и предания, которые передаются из уст в уста, для нас ценнейшая информация, - говорит он. - Аксакалы, живущие в районе поселка Жангельды, рассказывали нам о том, что когда-то мадьяры были многочисленным, могущественным народом, который в какой-то момент распался на несколько частей и расселился в разных частях Средней Азии. Куда именно они мигрировали и когда это было, сейчас установить невозможно. Мы можем только предполагать. Тогда же многие мадьяры стали входить в другие казахские подроды. Может быть, поэтому сейчас в Казахстане не так уж и много их представителей. Многие даже не знают, что такой подрод вообще существует. Местные мадьяры постепенно слились с казахами, а память о том, что когда-то они были другим народом, сохранилась лишь в их преданиях.
- И все же современный человек мало верит в легенды...
- Поэтому я собираюсь провести еще одно исследование, чтобы понять, насколько обширной была территория, на которой жили мадьяры. Здесь опять же не обошлось без легенд. Мне рассказали, что когда-то торгайские мадьяры жили в Южном Казахстане и на севере современного Узбекистана - там, например, есть мадьярское кладбище. Они постоянно кочевали и примерно триста лет назад осели на территории нынешней Костанайской области. Я хочу проверить, не схожи ли генетические образцы людей, которые живут на юге Казахстана и севере Узбекистана, с теми, что у нас уже есть. Эти исследования помогут нам разобраться в древней истории и казахов, и венгров...
Оксана АКУЛОВА, Алматы,
тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА
Рисунок Владимира Кадырбаева
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

