Маски-шоу на охоте
Мы уже знаем, что некоторые люди, облеченные властью в нашей стране, могут себе позволить такое, от чего у простых смертных волосы встают дыбом. Но чтобы в мирном небе суверенного Казахстана был обстрелян гражданский вертолет!
Причем с явной целью его сбить. Такого у нас еще не было…
В октябре прошлого года в Актюбинской области работала группа инспекторов республиканского государственного предприятия “Охотзоопром”, подчиненного Министерству сельского хозяйства. Занимались нужным делом - подсчетом поголовья сайги, находящейся на грани вымирания. Для этого были командированы несколько специалистов из алматинского головного предприятия, которым помогали представители Западно-Казахстанского регионального филиала. В пользовании у них был служебный вертолет Ми-2 с наемным пилотом.
Базировались на пограничной заставе “Матай”. Обследовали с воздуха площадь свыше 6 миллионов гектаров, насчитали несколько тысяч голов сайги, одновременно фиксируя все на фото и видео. За две недели служебной командировки задержали 18 браконьеров, у которых только мотоциклов было изъято 9 штук, не считая оружия.
И в тот день, 27 октября 2008 года, все было как всегда.
Обследовали с воздуха территорию плато Устюрт. На борту вертолета кроме пилота Юрия Ельцова находились три инспектора “Охотзоопрома” - Кудияр Асанов, Бисенбай Кенжебай и Иван Резвых. Около 11 часов утра они обнаружили колонну из двух джипов и двух мотоциклов, двигавшихся в глубь плато. Мотоциклисты были почему-то в черных масках-шапочках с прорезями для глаз. Такие обычно используют классические бандиты -налетчики из боевиков. Или спецназ во время своих операций. Этакое маски-шоу на охоте.

Инспекторы природоохраны знают, что застигнутые врасплох браконьеры ведут себя по-разному. Один, видя, что попался, демонстрирует полную покорность. Другой пытается дерзить. Третий просто сбегает, и его потом долго приходится гонять по степи. Но в этом случае события развивались совсем по другому сценарию.
Вот что рассказал мне управлявший вертолетом Юрий Ельцов:
- Когда я начал снижение, в нашу сторону на большой скорости двинулась одна из двух машин - белый джип-пикап без номеров. Я увидел, что левое окно у него открыто и из него на нас направлен ствол. Я попытался набрать скорость и уйти в сторону, но не успел. Отчетливо увидел вспышку выстрела. Помню, что закричал: “ В нас стреляют!”. И начал разворачивать “вертушку”, чтобы оказаться по другую сторону от джипа. Но белый пикап начал буквально гоняться за нами, и мне все не удавалось выскочить из зоны обстрела. Столько месяцев уже прошло, а помню все, как будто вчера было. Стреляли в нас несколько раз, но сколько точно, не могу сказать, не считал, не до того было. Может, три, а может, четыре выстрела было. Думал, уже отлетался. Ведь вертолет - страшно уязвимая штука.

Если бы стрелявшие попали в пилота Ельцова, топливный бак или по винтам, шансов выжить у находившихся в вертолете было бы немного. А браконьеры продолжали хладнокровно расстреливать гражданский пассажирский вертолет. Вот потому и передернул затвор табельного карабина инспектор Иван Резвых. Он сделал два предупредительных выстрела по земле. Действия это не возымело. И тогда Резвых дважды выстрелил прицельно по колесам. Джип с пробитыми покрышками остановился.
Вертолет сел неподалеку.
Оказалось, что пуля из инспекторского карабина рикошетом легко ранила водителя в руку, а стрелявшему оцарапала ногу. Отобрав у них пятизарядное ружье и патроны, обоим пострадавшим оказали первую помощь, перевязали.
Необычайные приключения работников “Охотзоопрома” продолжились, когда к вертолету подъехали второй джип и мотоциклы. Началась потасовка. Численный перевес был не на стороне охотинспекторов - втроем против восьмерых. У инспектора Кудияра Асанова попытались отобрать табельный карабин, но он отбился. Потом охотники кинулись на Резвых и Кенжебая, требуя вернуть изъятое ружье. Тоже не вышло. И тогда один из нападавших, явный зачинщик всего происходящего, “козырнул” красным удостоверением работника полиции. Он представился сотрудником ДВД Мангистауской области. Досмотреть автомашины охотинспекторам, конечно же, не дали. Вполне можно предположить, что там находились туши сайги.
Инспекторам ничего не оставалось, как погрузиться в вертолет. Каково же было их удивление, когда они увидели, что задержанные ими люди, сев на мотоциклы, продолжили охоту. Но стоило вертолету пуститься в погоню, как инспекторы вновь нарвались на выстрелы. Как и в первый раз, браконьеры садили по вертолету с азартом и прицельно. Пилоту приходилось маневрировать и уворачиваться от зарядов картечи до тех пор, пока один из мотоциклов не загнали в овраг. Вертолет опять приземлился. Когда с мотоциклистов сняли закрывавшие их лица черные маски, оказалось что это жители станции Опорный Мангистауской области. У них изъяли гладкоствольное ружье ИЖ-27 и патроны к нему.
Вот так степное приключение инспекторов “Охотзоопрома” и закончилось. В память о нем на обшивке хвостовой балки вертолета остались хорошо заметные вмятины от дроби и картечи.
Вернувшись на погранзаставу “Матай”, охотинспекторы тут же обратились по телефону в местную полицию. Рассказали, как на плато Устюрт вертолет “Охотзоопрома” был обстрелян неизвестными лицами, просили принять меры.
В РОВД Шалкарского района им ответили: это не наша территория.
В РОВД Байганинского района информацию записали, а через сутки сообщили, что обнаружить злоумышленников не представилось возможным: места, мол, глухие, полицейские на вызов поехали, но заблудились. Работники “Охотзоопрома” написали рапорты, заактировали повреждения на вертолете. На этом дело с обстрелом вертолета вроде бы заглохло.
Однако спустя некоторое время люди, обстрелявшие вертолет “Охотзоопрома” и едва не угробившие четырех человек, объявились сами. Утверждали, что они не охотились, а искали на плато Устюрт, где на многие десятки километров окрест нет человеческого жилья, своих потерявшихся лошадей. Говорили, что сами являются пострадавшими, поскольку беспричинно были обстреляны с вертолета. А потом еще и ограблены: оружие, дескать, у них забрали.
Что любопытно, главными заявителями выступают вовсе не те два подранка, которых случайно и слегка зацепила пуля охотинспектора. А тот самый человек, что размахивал полицейской корочкой и козырял своей принадлежностью к ДВД Мангистауской области.
Из Актобе передают, что и теперь этот важный господин настроен очень серьезно - требует за пережитое компенсацию 10 миллионов тенге.
В общем, маски-шоу продолжается.
P.S. Мы рассказали эту историю начальнику ДВД Актюбинской области Патрису Нокину. Он пообещал в кратчайшие сроки навести все необходимые справки, выяснить личность и должность человека, демонстрировавшего служебное удостоверение сотрудника полиции и угрожавшего работникам “Охотзоопрома”. Полковник полиции Нокин обещал также объяснить, почему еще тогда, в октябре 2008 года, местные полицейские не возбудили уголовное дело по факту обстрела вертолета, принадлежащего государственной службе. Он попросил нас не делать поспешных выводов и сообщил, что в ближайшие дни в Алматы прибудет следователь, который осмотрит повреждения на вертолете и опросит пилота вертолета и инспекторов “Охотзоопрома”…
Геннадий БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:benditsky@time.kz
Фото Владимира Заикина
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

