Нарушители границы
14 марта 1962 года должно было состояться собрание. Всем было понятно, о чем будет речь. И цель собрания была известна: поставить на вид
22-летнему парню Шарипу Муталипову и заклеймить позором
18-летнюю Кын-Ту-На.
Можно было, конечно, разбирать поведение парня за то, что “не замечал”, как репрессированная иногда украдкой насыпала в кармашек платья горсть зерна, чтобы вечером не остаться голодной. Можно было девушке выразить все свое презрение за этот же поступок.
Но вот ведь какое дело: что такое голод, окружающие, кажется, могли понять. Но любовь между двумя молодыми людьми, которые мало того что дети раскулаченных богачей, но еще и разных национальностей - уйгур и китаянка, - была непонятна. Раздражала и вызывала агрессию. Забегая на 48 лет вперед, скажу, что младший их сын Таир, объясняя мне ситуацию той давности, привел пример: это как если бы сейчас израильтянин решил жениться на палестинке… Представляете? Ну то-то и оно. Плюс ко всему родители молодого человека были против их брака. Как будто весь мир ополчился против двоих…
Шарип-ака вспоминает:
- Все решили нас разлучить, моей невесте суждено было по ходатайству суда уехать в другое место, она мне сказала: не уеду. Я тогда предложил: давай убежим в Советский Союз, и она согласилась: пусть нас на той стороне поймают и судят.
Дело было в Китае, в 20 километрах от советской границы.
***
Ночью шел дождь со снегом. Беглецы подошли к домику, в котором отогревались китайские пограничники. Те играли в карты. Было страшно, но парень с любимой пошли дальше и остановились у оврага над рекой. На противоположной стороне остановилась машина, включили прожекторы, казалось, что свет направлен прямо на них. Как только машина отъехала, молодые перешли через речку и вспаханную контрольную полосу.
Конечно же, их сразу задержали.
Отвезли в штаб. Помнит Шарип-ака, что угостили его сигаретой, он не курил, но взял в руки длинный стержень без фильтра. Чтобы отказаться, нужно было знать много русских слов… А он знал родной, китайский и казахский.
Бесконечно много раз спрашивали: зачем перешел границу?
Бесконечно много раз он повторял причину.
Документов при них не было. Никаких.
Он сказал всю правду и только один раз приукрасил: сказав, что жену зовут Айшам. “Ай” по-уйгурски - луна, “шам” по-китайски - город.
Красивый город, красивая вселенная - это его невеста. Так у его половинки появилось новое имя.
В один из дней полковник-пограничник задумчиво спросил Шарипа:
- Может, тебя отправить обратно?
- Можешь убить меня здесь и скормить собакам, мне обратной дороги нет, - ответил нарушитель границы.
Надо сказать, что в те годы было много перебежчиков с той стороны, и почти всех принимала советская сторона. А тут такая история. В общем, вернули беглецам хлеб, который конфисковали при аресте, выдали справку, дали на двоих 60 рублей, и началась новая жизнь в новой стране.
***
“Добрый день, Хельча!
Меня зовут Марат, мне 23 года. Хочу рассказать вам о бабушке и дедушке по материнской линии.
История их жизни очень занимательна, они прожили долгую и трудную жизнь, в чем-то трагичную, но в целом счастливую и полноценную.
Перебежав границу КНР и СССР 50 лет тому назад,они нашли здесь свое счастье и вырастили целое новое поколение граждан Казахстана”.
***
Сначала они попали в село Алгабас Кировского района Алматинской области.
Маленький домик.
В день - булка хлеба за 16 копеек, одна на двоих. Купили два одеяла за 14 рублей.
Через полтора месяца председатель колхоза, добрый человек, дал Шарипу целый чемодан вещей, мешок муки, печенье, два одеяла, два матраса, тушу барана.
Бабушка Турахан, с которой познакомились, организовала им свадьбу. Айшам приняла ислам.
Потом Шарип-ака с супругой жили в землянке, вырытой на колхозном поле, которое сторожили. В их жилище бесцеремонно вползали огромные змеи, но людей не трогали.
В Алгабасе они жили и трудились до 1963 года. Хорошо жили по меркам того времени. А когда узнали, что спустя три месяца после их побега через линию границы то же самое совершили и родители Шарип-ака, они нашли родственников и перебрались поближе к ним.
Родители мужа, как и прежде, не признавали Айшам.
Она переживала и плакала. И строила на декретные деньги первый свой дом.
***
Прошло много времени.
Родители и вся родня приняли Айшам.
Она любила всех и не таила ни на кого зла.
Шарип-ака говорит, что это только благодаря супруге, ее стараниям построен их большой и уютный дом.
“Моя бабушка когда-то ради любимого человека сбежав из дома, не видела своих родителей, родных и близких целых 32 года(!) и уже после развала СССР с первыми нашими бизнесменами-челноками поехала на Родину. С трудом отыскав родных в необъятном Китае, она встретила наконец свою мать”.
Шарип-ака вспоминает, что в первый приезд его супруга как дар речи потеряла, и мама ее все больше молчала, молчала и вся многочисленная родня жены. Ночью супругам постелили на открытой веранде, мама тихо подошла к Айшам, провела рукой по голове, нащупала родимое пятно, и тут они обе громко всхлипнули и в голос зарыдали. Стали подтягиваться сестры, тоже с ревом. А потом как прорвало - заговорили хором. Шарип-ака ушел с головой в одеяло и притворялся спящим, а в горле першило…
***
Еще дважды съездила в гости к родне супруга Шарипа, несколько раз они принимали у себя в гостях ее племянницу и брата. Брат Айшам так хотел увидеть Москву, что сын Таир устроил отцу с дядей путешествие в столицу России.
***
“В позапрошлом году моей бабушки не стало. Ей сделали операцию на сердце, и, помучавшись три месяца,она умерла.Как раз в то время была ваша статья об изгнании много лет назад из нашей страны хирурга-кардиолога Жошибаева, который в Бишкеке творил чудеса. Жаль, статья не вышла немного раньше, может быть, он спас бы и мою бабушку. Ей было 65 лет.
Дед с трудом пережил трагедию, сейчас он живет в поселке Туздыбастау с семьей своего младшего сына Таира.
Моя мама является его самой старшей дочерью. Сам я сейчас нахожусь на учебе в Великобритании, поэтому посчитал самым удобным средством общаться через e-mail.
Марат Чиналиев, ваш постоянный читатель”.
***
Шарип-ака умолял Айшам выжить.
Оторвался тромб…
Осталось шестеро детей, 12 внуков и правнучка.
Дети выучились, у всех хорошие и крепкие семьи.
Дочь Закиям вспоминает, что при маме посол Китая часто наносил визиты, спрашивал: как ей живется? Мама всегда отвечала: я очень счастливая женщина!
***
Дочь Закиям рассказывает:
- У мамы была тетя на Тайване, у нее не было детей, и когда она умерла, два своих завода - маслоперерабатывающий и кожаный - тетя завещала маме. Приезжали к нам какие-то люди, показывали маме документы и говорили, что нужно заняться оформлением наследства, дивиденды получать. А мама им ответила: я ни копейки туда не вкладывала, ни разу там не была и никакого права на это наследство не имею - и все отписала в казну того района, где проживала тетя.
***
14 марта 1962 года, два человека - Шарип и Айшам Муталиповы - не сломились и одержали победу, подарив миру новое поколение достойных граждан, в этом их внук абсолютно прав. Сегодня Марат свободно пересекает границы. В наше время это не сложно, стоит только захотеть.
Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы,
тел. 259-71-99,
e-mail:ismailova@time.kz
Фото Владимира Заикина и из семейного архива

