6490

Канны на шее

Канны на шееДва наиглавнейших Ермека отечественного кино - кинодраматург, режиссер ТУРСУНОВ (на снимке) и президент “Казахфильма” АМАНШАЕВ, - разлученные скандалом вокруг фильма “Келiн”, помирились. Напомним, что между ними пробежала даже не кошка, а коза (см. “Не ваше тело”, “Время” от 19.2.2009 г.). Экспертный совет, созданный Аманшаевым, собирался изменить картину из-за сцены скотоложства, вроде бы неподходящего саундтрека, эпизода с подростковой мастурбацией и так далее. Но позабыто все на свете, сердце замерло в груди. Только дружба, только радость, только Канны впереди.

Как мы уже писали, в самый разгар уже исторического скандала Турсунова избили. Ермек долгое время находился на лечении и не отвечал на телефонные звонки. За это время история с “Келiн” обрастала новыми подробностями по схеме “кто-то с кем-то что-то где-то”.
Наконец режиссер сам изъявил желание рассказать о том, что происходит с фильмом. Ну и заодно - о всех сопутствующих вещах.
- Мы же казахи - нам обязательно нужно поколотить друг друга, прежде чем сказать: “ Слушай, а вот здесь я был не прав, а вот здесь ты”, - говорит Турсунов. - И что теперь? Выясняется, что у нас с Аманшаевым одни и те же цели, мы одинаково болеем за картину. Может быть, он даже больше болеет, потому что он не только продюсер картины, но еще и глава “Казахфильма”. Он человек, который отвечает за киноиндустрию страны. И тут у него картина, которая еще не вышла на экраны, а вокруг нее уже столько шума. Еще так случайно совпало: скандал с экспертным советом и это долбаное нападение. Кто-то даже говорил, что мы с Ермеком Амирхановичем сделали согласованный пиар.

- Что в итоге?
- Мы получили отзыв Жоэля ШАПРОНА, отборщика Каннского фестиваля (ему диск Аманшаев в Берлине передал). Это абсолютно независимый человек. И он написал, что у нас интересная картина, заполняйте документы, мы вас ждем.
Ну какие тут члены экспертного совета?!
И мы пожали с Аманшаевым друг другу руки. Нет теперь никаких противоречий.

- Стало быть, вы все-таки пошли на уступки в двух опорных моментах - сноске на время действия и эпизоде с козой?
- В самом начале мы даем титры
“II век н.э. Алтай”. Я так подумал: ну давай дадим этот текст! Чтобы завтра наши агашки не говорили: “Ойбай, казахи так не делали с козой”, - и так далее. Все сцены, музыка остаются.

- Вы, как многие говорят, един­ственный грамотный киносценарист страны.
- Ну в этом моей заслуги особой нет. Просто у меня были хорошие учителя: по драматургии Валерий Семенович ФРИД, по режиссуре - Александр Наумович МИТТА. Кинодраматург - это неинтеллектуальная профессия. Это ремесло. Сценарий не пишется, как многие считают, а строится. Он состоит из каких-то грубых вещей. Если повезло с режиссером, то получится хорошее кино. А если не повезло, ты режиссера никогда не перепрыгнешь, как бы ни был талантлив сценарий.

У нас кинодраматургии нет как таковой, за исключением нескольких авторов. Когда я работал главным редактором “Казахфильма”, то понял, что очень многие члены нашего Союза писателей заблуждаются - вот я роман написал, сейчас сценарий выдам. Ни хрена подобного. Сценарий - это дисциплина. Ему не нужны описания на пять печатных листов о том, какие листики на дереве. Мыслить нужно не вербально, а действиями.

- Вы дорогой сценарист?
- Дорогой. И это правильно. Потому что каждый труд должен оцениваться сообразно тому, что ты в него вложил. Я своей профессии учился всю жизнь, и еще буду. Я всегда ищу “восьмую ноту”, всегда пытаюсь выпрыгнуть за рамки профессии. Когда главный герой по сюжету завис над пропастью, есть как минимум 10 вариантов продолжения: он упал, упал в море и спасся, появился друг и так далее. Мне нужен одиннадцатый вариант, нешаблонный...

Сейчас могу позволить себе отказываться от заказов. Не успеваю, а халтурить не хочется.
Кроме того, я стараюсь не связываться с теми людьми, которые хотят снимать кино, но ничего в этом не понимают. С профессионализмом вообще тяжело.
Недавно я был в Академии искусств имени Жургенова на встрече со студентами. По качеству задаваемых вопросов определяется уровень аудитории. А качество там - полный атас. Я даже не помню ни одного дельного вопроса, спрашивали какую-то фигню.

- Недавно снятый “Тюльпан” - профессиональный фильм...
- “Тюльпан” - это анти. Это то, чем не надо заниматься. Это мессидж о том, что у нас безысходность полная, что мы все живем в грязи.

- Фильм, во-первых, очень качественно снят. Во-вторых, там замечательно выписанные герои, за каждым из которых стоит история.
- Я с этим согласен. Но у кино должна быть какая-то сверхзадача. Я за всем этим профессионализмом вижу, что Казахстан - это страна, где невозможно жить, где все в жопе, где грязно, где как пасли баранов, так и будут пасти. И где самая главная проблема - найти женщину, потому что за 100 километров вокруг нас пустошь.

- Так у вас “Келiн” примерно о том же самом, только исторический срез иной. Трое мужчин, одна женщина.
- Во-первых, у меня нет безысходности. Во-вторых, пока у нас живы такие матери, как в моем фильме, мы не умрем. Мы маленькие, но мы выживем. Благодаря нашим женщинам. Не важно, в какую эпоху по­гружена история: мы по-прежнему пытаемся выжить, все так же убиваем друг друга, покупаем женщин и продаем. Про мужчин я не говорю - мы все конформисты и предатели, мы предали наших женщин, и мы большие проститутки, чем они. А женщину не трогайте, это святое. Кто из вас без греха, первым бросьте камень! И вот начинают бросать всякие люди, которым кажется, что наши праматери не должны спать с тремя мужчинами.
Эти же персоны постоянно спекулируют на национальной теме.
Вы вчера где были? В ЦК партии служили, сейчас от новой власти премии получаете. Дети ваши где? В Оксфордах и Кембриджах. Хрена они там делают? А что не в ЖенПИ и не в КазПИ?

- Возвращаясь к мужскому конформизму - в чем он заключается?
- Мы не умеем отстаивать свои идеи, часто идем на компромиссы, подстраиваемся, меняем свои убеждения. Причем легко, не жертвуя ничем, по принципу “дашь на дашь”. Вчера был коммунист, сегодня - капиталист. Поэтому и женщин своих испортили - они бизнесом занимаются, штангу тягают, мальчиков по телефону заказывают. Я человек традиционных взглядов и считаю, что главенствовать во всем должен мужчина. А это уходит.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
тел. 259-71-96,
e-mail:tulegen@time.kz
Фото из архива съемочной группы фильма “Келiн”

Поделиться
Класснуть