Мелочь для Мадинова
Поводом для ее проведения стало решение городского суда, согласно которому газете “Тасжарган” придется выплатить
депутату мажилиса Ромину МАДИНОВУ 30 миллионов тенге в качестве компенсации за моральный вред. Народного избранника так задела статья под названием “Бедный латифундист”, опубликованная в “Тасжаргане” 24 апреля 2008 года, что он предъявил
автору статьи - Алмасу КУШЕРБАЕВУ, главному редактору и самой газете иск в 300 миллионов тенге.Помимо этого Ромин Мадинов требовал напечатать опровержение содержащихся в статье сведений и принести ему публичные извинения. 16 декабря 2008 года Медеуский райсуд вынес решение об опровержении и взыскании с газеты 3 миллионов тенге. Ответчики подали апелляционную жалобу, в которой было сказано, что ни у газеты, ни у журналиста таких денег попросту нет. Тем не менее 25 февраля 2009 года коллегия по гражданским делам городского суда Алматы увеличила сумму взыскания в 10 раз.
- У газеты таких денег нет, - говорит “главный читатель” “Тасжаргана” Ермурат БАПИ.
- Поэтому я считаю, что это делается специально - чтобы закрыть газету. Решение коллегии стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Журналисты и редакторы газет, представители политических партий и общественных организаций, правозащитники, обманутые дольщики и простые читатели - все они вышли вчера к горсуду, чтобы выразить свой протест против удушения независимых СМИ. Участники акции с транспарантами в руках и черными повязками с надписью “штраф” на губах выстроились на крыльце обители Фемиды.
- Суд вынес заведомо неисполнимое решение, - говорит
президент международного фонда защиты свободы слова “Эдiл Cөз” Тамара КАЛЕЕВА. - А это значит, что газета, вместо того чтобы компенсировать очень сомнительный моральный вред депутату, будет просто разорена и уничтожена. Против этого мы и протестуем. Мы дождались решения второй инстанции, и теперь имеем право его комментировать. А вообще судебных решений по надуманным, субъективным основаниям было очень много. И наверняка еще будут. Пора привлечь внимание общественности к безобразному отношению к СМИ. Дела с правами журналистов у нас в стране обстоят ужасно. В информации отказывают, в суды не пускают, избивают. Часто идет уголовное преследование. Мы говорим, что уголовное преследование журналистов за профессиональную деятельность должно быть отменено. Суммы морального вреда нельзя делать астрономическими. Сколько предложений регламентировать сумму морального вреда мы подавали в парламент! Но нас слушать не хотят. Поэтому и выражаем свой протест таким способом.
Через несколько минут после начала акции к собравшимся вышел прокурор Алмалинского района, который сообщил, что их действия не санкционированы городским акиматом, а потому незаконны. А после этого протестующих пригласили внутрь. С ними встретилась
и.о. председателя коллегии по гражданским делам горсуда Раушан АДИЛЬБАЕВА, которая назвала акцию протеста способом давления на суд.- Ваши действия являются давлением на суд при осуществлении правосудия, - сказала она людям. - Постановление коллегии вступило в законную силу и обсуждению не подлежит. Дело рассматривалось коллегиально в составе трех судей, и это было их мнение. Дальнейший порядок обжалования этого судебного акта, я думаю, вам хорошо известен.
По окончании акции протеста несколько самых верных читателей газеты “Тасжарган” рассыпали на крыльце горсуда несколько сотен одно-, двух- и пятитенговых монеток. “Это мы для Мадинова собрали!”, - заявили они.
Комментарий в темуЕвгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности: Свобода не стала ценностью
- Дела с правами журналиста обстоят плохо. С одной стороны, для общества свобода слова, к сожалению, пока не является непреложной ценностью. Люди не понимают, что только свобода слова позволяет им получать разностороннюю информацию и иметь представление о том, что происходит вокруг, выбирать свою линию поведения и решать, что правильно, а что - нет. С другой стороны, отношение властей, которые видят в свободе слова некую угрозу и пытаются через законодательство максимально наложить ограничение на распространение информации, особенно если чьи-то взгляды не совпадают с их точкой зрения. Поэтому наше законодательство в этой сфере не соответствует международным стандартам. Оно накладывает ненужные ограничения, зато выводит из-под критики государственных чиновников путем усиления их защиты законодательным путем - имеется в виду оскорбление чести и достоинства, клевета и т.д. Во всем мире, наоборот, те, кто занимает публичные должности, пользуются значительно меньшей степенью защиты, чем остальные граждане. По прин-ципу “получил власть - за нее нужно отвечать”. А мы идем в прямо противоположном направлении.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы
aimbetova@time.kz
Фото Владимира Третьякова
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

