17346

Не ваше тело?

Не ваше тело? Ничего на свете лучше нету, чем увидеть фильм до марафета. Вслед за Олжасом СУЛЕЙМЕНОВЫМ, который показал первоначальный вариант “Махамбета” деятелям культуры, на закрытый просмотр своей новой картины “Келiн” журналистов пригласил режиссер Ермек ТУРСУНОВ. Представителей СМИ он собрал, потому что “Казахфильм” намерен перемонтировать ленту: недавно созданный экспертный совет уличил “Келiн” в порнографии.

Чужая “Невеста”

Судьба казахских снох (“келiн” - невестка, сноха. - Т.Б.), будь-то девушка или художественная лента, никогда не была простой. Турсуновский проект - не исключение.
Изначально идею “Келiн” на “Казахфильм” принес киргизский кинематографист Актан Арым КУБАТ. Заявка очень понравилась тогдашнему руководству студии (конкретно - Сергею АЗИМОВУ. - Т.Б.), и сценарий фильма сел писать непосредственно Турсунов, которого многие называют един­ственным профессиональным кинодраматургом страны. Режиссерский сценарий писался под гостя из Киргизии. Затем по каким-то причинам Актан Арым Кубат отошел от дел. А режиссером поставили Ерлана НУРМУХАМБЕТОВА. Как шепчутся в кулуарах, Ерлан снял “километры секса”, и худсовет сразу возбудился. Правда, возбудился против. Сам режиссер утверждает, что хотя он и успел отснять одну эротическую сцену, однако настоящий секс случился в процессе организации съемок - проект оказался невероятно трудоемким. Кроме того Ерлану не хотелось менять сценарий.
В общем, Нурмухамбетов ушел, а Турсунов пришел. “Келiн” стала его дебютом в режиссуре.
Действие фильма разворачивается в прототюркские времена. То есть видно, что действие происходит в очень отдаленной древности, но когда точно, неизвестно. Двое мужчин приносят выкуп за невесту родителям. Один из мужчин мил, но беден. Второй не мил, но богат. Уводит девушку от меркантильных родителей тот, кто побогаче. Невесте это не нравится, но со временем она смиряется и даже начинает получать удовольствие от жизни. И от мужа. Вдруг на горизонте появляется милый. Заваруха неизбежна.

Новое слово без слов

Не ваше тело? Наши кинематографисты всегда тайно страдали от собственной скромности, однако пресс-релиз “Келiн” бьет все рекорды самобичевания.
Композиционно и структурно фильм выстроен безукоризненно, в нем есть четко заявленная экспозиция, три полноценных акта и мощный финал. Как правило, мы привыкли искать примерные аналоги в истории мирового кино. Данную картину не с чем сравнивать... нечто абсолютно новаторское. Можно говорить о том, что с этой картины начинается новый отсчет времени в отечественном кинематографе”, - стеснительно пишут авторы.
Нам, в принципе, к такому обращению не привыкать, но самое удивительное, что все эти доводы разделяет большинство кинемато­графистов, которые обычно весьма критичны по отношению друг к другу. И похоже, именно с их слов и был составлен пресс-релиз.
Есть картины, которые пишут историю современного казахстанского кинематографа, участвуют в международных кинофестивалях, зарабатывая высокий авторитет нашему отечеству как кинодержаве, где создается высокоинтеллектуальное кино. Вот к такой категории картин относится и “Келiн” Ермека Турсунова”, - пишет ведущий киновед страны Гульнар АБИКЕЕВА.
Прекрасный фильм! Просто замечательный”, - говорит уважаемый режиссер Сатыбалды НАРЫМБЕТОВ.
Прекрасный фильм! Третий раз смотрю и еще могу смотреть. У нас в Казахстане родился новый неординарный режиссер. Средствами киноязыка подняты небывалые пласты нашего бытия. На уровне шекспировского звучания. Это настоящее высокое искусство”, - добавляет председатель Союза кинематографистов Казахстана Игорь ВОВНЯНКО.
Фильм действительно интересен. В первую очередь тем, что он снят вообще без слов. Атмосферу создают музыка, написанная Едилем ХУСАИНОВЫМ, звуки и аудиоэффекты. Кроме того, картина очень качественно сделана. А некоторые кадры - например, когда келiн наряжают перед брачной ночью, - можно распечатывать, вставлять в раму и размещать в художественной галерее.
Но насчет “не с чем сравнивать” создатели, конечно, погорячились. Фильм без слов делал БЕССОН (“Последняя битва”), на эту тему покушался и КИМ Ки Дук в “Острове”. Атмосфера “Келiн” очень напоминает “Легенду о Нараяме”, а в финале вообще трудно удержаться от прямых ассоциаций с историей о японцах в снегу. Более того, эстетика бескрайних степей и спартанского быта отработана массой казахстанских фильмов.
Ну а насчет порно...

Полным порно

Не ваше тело? Создатели в чем-то правы: в фильме есть как минимум три полноценных акта. И один какой-то неполноценный. Именно к нему со стороны экспертного совета предъявил претензии писатель Дулат ИСАБЕКОВ, его член. Литератору очень не понравилась сцена, в которой подросток, познавший любовь женщины, но затем отвергнутый, уединяется в сарае с козой. При этом зритель не видит, что происходит внутри, но Исабеков с коллегами, видимо, хорошо знакомы с предметом и потому расценили этот эпизод как неподобающий. Кроме того у совета есть замечания к сцене, где тот же мальчик мастурбирует под одеялом. Главному редактору “Казахфильма” Сламбеку ТАУКЕЛУ не понравился саундтрек. В совокупности все замечания грозят фильму глобальными изменениями, с чем Турсунов категорически не согласен.

- Совет хочет в титрах или закадровым голосом указать, что на экране не казахи, - говорит Ермек. - Указать время действия. Еще им не нравится, что сама келiн такая бесстыжая... Она же с тремя мужчинам спит.
Короче говоря, если бы, например, Феллини снимал на “Казахфильме”, то ему бы не дали ничего сделать.

- Фильм Феллини “Сладкая жизнь” был запрещен к показу в Италии католической церковью из-за сцены со статуей Христа, и режиссеру пришлось идти на поклон к архиепископу, чтобы добиться-таки права показа. Куросаву вынудили уехать из родной страны. А Копполу...

- Нет-нет, я себя не сравниваю с ними. Я просто считаю, что все сцены в картине абсолютно безобидные и все препоны создаются искусственно. Экспертный совет создан АМАНШАЕВЫМ (президент “Казахфильма”. - Т.Б.), чтобы самому прикрыться. Все эти священные дубы, увешанные орденами, будут говорить, что можно, а что нельзя.

- Ермек, разве новость, что “Казахфильм”, существующий на государственные деньги, это орудие идеологии и пропаганды и там никогда не снять действительно независимое кино?

- Это же мой первый опыт... Каждый видит то, что хочет увидеть. Я не против экспертного совета, но соберите его из профессионалов!

Не ваше тело? - Я против перемонтажа фильма только потому, что постпродакшн стоил 650 тысяч долларов, - говорит режиссер Лейла АРАНЫШЕВА. - И это разврат - снова тратить бюджетные средства. Что касается фильма, то он меня не поразил. Главное дей­ствующее лицо - сама невеста, но при этом она никак не развивается в течение экранного времени. Какая она была, такая и осталась. История топчется на месте. В “Келiн” нет развитой драматургии. Почему эпизод с мальчиком и козой так привлек всеообщее внимание? Да потому что больше глазу не за что зацепиться. Мальчик - единственный герой, с которым что-то происходит.
После показа ко мне подошла знакомая журналистка:

- Ну как, понравился фильм?!

- Ну... А вам?

- Очень! Вчера мне позвонила подруга, у нее горячую воду отключили и с КСК проблемы. А я посмотрела “Келiн” и поняла, насколько у нас мелкие проблемы. Люди жили без всяких удобств, зато какие мужчины были! Какие красавцы ухаживали за женщинами, обалдеть! И не нужна была им горячая вода!

P.S. Как нам стало известно, Ермека Турсунова в минувшее воскресенье избили неизвестные. Нападение произошло, когда режиссер вышел вечером с тренировки в спортзале.

Тулеген
БАЙТУКЕНОВ, Алматы,
тел. 259-71-96,
e-mail:
tulegen@time.kz
Фото их архива съемочной группы фильма "Келiн"

Поделиться
Класснуть

Свежее