12341

Там, где “Клен” шумел

Ровно неделю назад наша газета написала про большие маневры с государственными финансами, которые вот уже несколько лет ведет руководство аэромобильных войск РК.
В минувшую субботу в Министерстве обороны прошло специальное совещание, на котором глава военного ведомства Даниал АХМЕТОВ поручил своему первому заместителю генералу армии Мухтару АЛТЫНБАЕВУ проверить все изложенные в публикации факты. Лед тронулся?

Напомню вкратце, что с 2005 года командование аэромобильных войск Казахстана во главе с генералом Муратом МАЙКЕЕВЫМ ведет очень бурную и плодотворную деятельность по модернизации вооружения и экипировки наших десантников.
Так, для этого закупили втридорога обычные охотничьи коллиматорные прицелы, которые, хоть и не без труда, но все же сумели приладить к автоматам Калашникова.

Зато с установкой на БТР-70 новых двигателей, изначально не предусмотренных конструкцией, явно промахнулись, так как новая конструкция оказалась совсем нежизнеспособной.
Другой затеей наших генералов стала модернизация старых десантных парашютов. По цене эта затея оказалась практически равной стоимости новых парашютов.

Все это делалось через несколько частных компаний, очень кстати созданных некоторыми высокопоставленными отставниками из числа бывших сослуживцев и подчиненных самого командующего аэромобильными войсками.
В частности, упоминались три ТОО - “Прометей”, “Орион” и “Клен”, ключевой фигурой в которых является отставной полковник РАХИМОВ, бывший заместитель генерала Майкеева.

Для проверяющих, назначенных министром обороны, открою секрет Полишинеля: все факты, изложенные в той газетной статье, уже давно проверены и подтверждены. В составе Министерства обороны существует Главная финансовая инспекция, которой командует полковник Кулимбай АУБАКИРОВ. В функции этой службы входит проверка и ревизия всей финансово-хозяйственной деятельности военного ведомства. Так вот, если поднять материалы этого управления, например, за январь 2007 года, то там можно найти и про парашюты, и про коллиматорные прицелы, и про бэтээры. Было бы желание.

И можете не благодарить за наводку. Работа у нас такая.
А чтобы проверяющим, назначенным министром обороны, было чем еще заняться, подброшу в топку свежих дровишек. Дело ведь одними только коллиматорными прицелами не ограничилось.
Поскольку переоснащение десантников приобрело важное значение с точки зрения освоения бюджетных средств, то в придачу ко всему командование аэромобильных войск закупило в большом количестве и так называемые прицельные комплексы - оптические и электронные. В технической аннотации утверждается, что эти комплексы позволяют эффективно вести боевые действия и огонь по противнику как в дневное, так и в ночное время суток. Оборудовать ими можно не только автоматы, но и снайперские винтовки, пулеметы и даже ручной противотанковый гранатомет. Якобы именно из-за этих уникальных качеств каждый такой комплекс и обошелся государственной казне от 2,5 до 3,7 миллиона тенге. А закуплено их было 100 комплектов одного вида, 156 комплектов другого, 155 третьего…

Что касается общего количества, то оно вопреки всем правилам штатской бухгалтерии несколько раз произвольно менялось то с большего на меньшее, то наоборот. Чтобы выяснить, сколько этого добра было закуплено и сколько реально находится в войсках, нужна серьезная ревизия. Поскольку расползались те прицельные комплексы по разным воинским частям, размещенным по всей республике.
Что собой представляет это прицельное оборудование?
На самом деле это два самых стандартных прицела. Один из них снабжен лазерным целеуказателем и подсветкой шкалы прицеливания, чтобы можно было стрелять в сумерках, но никак не ночью. Второй - это и вовсе обычный дневной прицел на выбор - либо оптический снайперский, либо коллиматорный. Оба белорусского производства. И никакой это не армейский эксклюзив. Такими прицелами забиты все охотничьи магазины Алматы и Астаны. Цена их - в районе 300 долларов.

Действительно, эти прицелы могут крепиться к любому стрелковому оружию, потому что они разрабатывались под все известные охотничьи карабины - “Тигр”, “Лось”, “Барс”, “Вепрь”, “Сайга”… Недавно один мой приятель купил себе такой же, приладил к винтовке Мосина 1939 года выпуска.

Но почему же тогда в технической документации так ярко расписаны возможности этих прицельных комплексов?
Да потому, что выполнена она не белорусским заводом-изготовителем, а уже известным нам ТОО “Клен”. Причем закупка производилась даже без полевых и огневых испытаний. А первые пять договоров с ТОО “Клен” на покупку комплексов были составлены и подписаны 11 января 2007 года, в первый день пребывания Даниала Ахметова в должности министра обороны. Другими словами, покупали их и деньги под них выделили без согласования с главой ведомства.

Вообще, за период поставок этих комплексов командование аэромобильных войск заключило с ТОО “Клен” 8 договоров на сумму 1,5 миллиарда тенге.
На эти деньги можно было бы приобрести, например, 30 новеньких бронетранспортеров БТР-80. Целый батальон на новые колеса поставить.
Или купить, скажем, 400 квартир для военнослужащих аэромобильных войск в городе Капчагае.
Или 150 квартир для офицеров в Алматы.
Но у генералов свои представления о целесообразности…

И последнее. Оказывается, многие из фактов, приведенных в нашей газете, стали известны не только нам, но и Счетному комитету РК. Еще в апреле 2008 года ревизоры этого ведомства обратили внимание на то, что 25 из 29 договоров на общую сумму свыше 4 миллиардов тенге заключены именно с ТОО “Клен”. Разумеется, закупки из одного источника производили без всяких конкурсов или тендеров. Кроме того, сделки оформлялись весьма спешно, чуть ли не в последние дни декабря 2007 года, что не допускается законом и является грубым нарушением Бюджетного кодекса.

Думаю, задача, поставленная министром обороны Ахметовым перед своим заместителем Алтынбаевым, теперь совсем упростилась. Ничего не надо искать и выведывать - все и так лежит на поверхности.
Кстати, именно его, генерала Алтынбаева, сменил на посту министра обороны Даниал Ахметов. Значит, для Мухтара Капашевича это должно быть еще и делом чести, чтобы отвести от себя подозрения в причастности к замечательным сделкам некоторых военачальников.

А командующий аэромобильными войсками генерал-майор Мурат Майкеев, скорее всего, от этих разборок не пострадает. Ведь договоры он сам не подписывал - не генеральское это дело. Обычно на таких бумагах стоят подписи рядовых исполнителей, подчиненных офицеров из низовых подразделений, часто - командиров обычных войсковых частей и их заместителей.
Вот они, видимо, и будут отдуваться за генеральские фокусы по полной программе.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:benditsky@time.kz

Поделиться
Класснуть