7061

Музыкальная пауза

Музыкальная паузаСоюз композиторов Казахстана - самый мирный из союзов. Может быть, потому, что последние годы он пребывает в настоящей коме. Правда, из этого состояния его обещает вывести новый лидер - Балнур КЫДЫРБЕК (на снимке). Полтора года назад она пришла к власти и с тех пор занимается реанимацией союза.

- 9 февраля 2009 года союзу исполнилось 70 лет, - говорит Балнур, - но итоги не слишком утешительные. За последние 20 лет у нас выросло целое поколение, которое не знает казахской классической музыки. Союз композиторов находится на улице Тулебаева, но мало кому из горожан известно, что Тулебаев - композитор, а не революционер. Это очень обидно...

- В кино есть “новая волна”, в изобразительном искусстве - контемпорари-арт, а молодые композиторы Казахстана - кто они?
- Это лысые дядьки и дамы в возрасте от сорока до пятидесяти лет. Просто за нами никого нет, вот мы и продолжаем числиться “молодыми”. Профессия композитора считается непрестижной, и даже те, кто получил профессиональное образование, как правило, стараются найти другой способ заработать. Хорошо еще, что советская школа воспитала людей, которые не отказываются от своей профессии, - они сейчас и составляют костяк Союза композиторов.

- Может быть, вы просто не хотите замечать молодых? На самом-то деле в Казахстане очень много людей, пишущих музыку.
- Тех, кто вытаскивает из компьютера готовые ритмы и накладывает на них свои “ля-ля-тра-ля-ля”, действительно очень много. Пару раз получится удачно - и они готовы возомнить себя композиторами. На самом же деле профессионал - это общее и специальное образование, эрудиция и талант от Бога.

- Но в Америке, например, в союз композиторов может вступить любой человек, написавший хоть одну мелодию.
- Там великое множество разных союзов. У нас только наш союз и ассоциация - организации, объединяющие профессионалов.

- Вы забыли Тимура ТЛЕУХАНА, Анару МУСРЕПОВУ. Или они тоже недостойны звания композиторов?
- Мы уже получили подтверждение, что предоставлен грант для фестиваля молодых композиторов. Таковых в нашем союзе 12 человек, и среди них, кстати, сорокалетний Тимур. Нам выделили 1 200 000 тенге, мы постараемся растянуть эту сумму на два концерта.

- Большая часть концертов запланирована, конечно, в Астане? Ведь туда постепенно перетекает вся культурная жизнь...
- В филармонии Астаны более понятливое руководство, чем в нашей. Там нас включили в план работы и предоставляют зал, коллективы, солистов для восьми концертов. А здесь мой бывший однокурсник - директор филармонии - требует от нас за каждый концерт по миллиону тенге. Таких денег у нас, естественно, нет. Но, несмотря на это, концерты состоятся и в Алматы, и в Астане. Более того, по всей стране будут разъезжать концертные бригады и практически во всех крупных городах пройдут фестивали.

- Почему бы не заработать деньги самим? Ведь написанная композитором музыка - это продукт, который может и продаваться...
- Еще Ертысбаев, будучи министром культуры, издал приказ о том, что в каждом сборном концерте должно исполняться хотя бы одно произведение казахстанского композитора. Но министра поменяли - и об этом тут же забыли.

- И часто так бывает?
- Постоянно! В Союз композиторов я вступила ровно тридцать лет назад. За эти тридцать лет у нас уже двадцать четвертый министр культуры. Можно подсчитать: каждый руководил примерно год и два месяца, то есть даже не успевал войти в курс дела. Наш юбилей был заложен в бюджет министерства, когда надо было защищать его, произошла смена министров и делать это оказалось некому. Так что у Минкульта с удовольствием срезали половину бюджета - и наш в том числе.

- И все-таки почему композиторы вечно нищие?
- В Казахстане ноты не издаются, большая часть библиотеки Союза композиторов - рукописные авторские варианты. Вот вам пример: еще в восьмидесятые годы Еркегали РАХМАДИЕВ (тогдашний министр культуры. - К. Е.) добился выделения средств на аранжировку обработок народных песен молодыми композиторами. Получилось 600 песен. Но представьте себе наш ужас, когда, разбирая библиотеку союза, мы увидели: практически все это утеряно! С большими усилиями удалось найти 120 песен, и мы надеемся их издать. Самое парадоксальное, что Алматинская консерватория им. Курмангазы отказалась заботиться о нашей библиотеке, и чтобы привести ее в порядок, чтобы ноты были доступны всем, мы передали библиотеку книгохранилищу при Евразийском университете им. Гумилева в Астане. В течение года они приводили ее в порядок, делали каталог и в декабре презентовали ее.

- Это все ваши проблемы или список можно продолжить?
- Наши проблемы, в принципе, те же, что и в других творческих союзах. В том числе - отсутствие настоящей критики и действенной пропаганды. У нас почти 40 процентов членов союза - музыкальные критики, но они только относятся к разряду критиков. Сегодня критикой и пропагандой музыки худо-бедно занимаются только журналисты. А вторая проблема - самодеятельность. Наверное, единственный союз, избавленный от самодеятельных авторов, это Союз архитекторов. В нашей стране, по большому счету, есть только один дефицит - дефицит профессионализма.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее