19272

Большие маневры

Говорят, в последние гБольшие маневрыоды обороноспособность нашего государства настолько окрепла, что уже и сам министр обороны Даниал АХМЕТОВ (на снимке) намерен всерьез разобраться с некоторыми своими подчиненными. Несколько дней назад некий ходок из числа отставных генералов добился аудиенции у министра и положил ему на стол увесистую папку с исчерпывающим подбором документальных доказательств многих финансовых ухищрений, творящихся в военном ведомстве. Как утверждает сам визитер, полистав представленные бумаги, министр обороны Казахстана даже разозлился.


Впрочем, про некоторые подвиги наших генералов на полях сражений за государственные финансы мы уже не раз писали. Например, про выдающиеся своей ценой, но не выдерживающие никакой критики с точки зрения военной практики системы артвооружений “Найза”, “Семсер” и “Айбат”, которые были созданы на базе еще старых советских систем залпового огня “Град”, гаубицы Д-30 и 120-миллиметрового миномета.
Однако большие чины из Минобороны видеть очевидного пока не хотят и продолжают доказывать, что изобрели чудо-оружие. Флаг им в руки.
Обнадеживает уже то, что министр Ахметов обратил внимание на другие, пусть и менее разрекламированные, но не менее эффективные схемы зарабатывания денег на армии.
Особенное впечатление на него должна произвести серия хитрых финансовых проделок командования аэромобильных войск, которые вот уже шестой год бессменно возглавляет давний мой знакомый генерал-майор Мурат Майкеев.
Схема эффективна по результату, но по исполнению проста как армейский сапог.
Под благородным лозунгом о повышении боеспособности наших десантных войск принимается решение о модернизации их вооружения и оснастки.

Перво-наперво взялись за стрелковое оружие, решив снабдить каждый автомат Калашникова новым коллиматорным прицелом. Определили поставщиков - ТОО “Прометей” и ТОО “Орион”. Выделили около миллиарда тенге. Закупили 7300 этих приборов. Потом выяснилось, что закупленные прицелы предназначены для... спортивного и охотничьего оружия. А к армейским автоматам не подходят - крепление не то. И тогда (читатель, дер-жи себя в руках. - Г. Б.) выделяется еще 70 миллионов тенге на... модернизацию автоматов. Чтобы, значит, эти автоматы приспособить к необдуманно закупленным прицелам! В довершение всего выясняется, что переоборудовать нужно всего лишь 4660 единиц боевого оружия. То есть наши запасливые военачальники на каждый автомат купили по два прицела.

Как всегда, самое интересное - сколько заплатили за все это удовольствие? Каждый прицел обошелся казне в 139 тысяч тенге (это без стоимости переоборудования автомата. - Г. Б.). Для сравнения: в 2007 году, когда закупали эти коллиматорные прицелы, в охотничьих магазинах Алматы они стоили 24 тысячи тенге за штуку. Сегодня они продаются по 32 тысячи тенге. Подписывая договоры с ТОО “Прометей” и ТОО “Орион”, наши генералы завысили реальную стоимость сделки почти в шесть раз!
В общем, когда непомерная щедрость замешана на бескорыстном служении интересам Родины, результат может быть очень приличным.

Большие маневрыСледующим шагом по усилению боеспособности стал перевод некоторой части аэромобильных войск с боевых машин пехоты (БМП) на бронетранспортеры (БТР). Видимо, чтобы аэромобильные войска стали еще мобильнее. Но как назло вдруг выяснилось, что обслуживание БТР обходится довольно дорого. Разработчики бронетранспортеров в силу узости своего мышления не могли предугадать фантазии казахстанских генералов и установили на этих машинах карбюраторные двигатели, работающие на бензине, которые в нынешних условиях надо еще и прокормить. Но наши генералы опять не растерялись и решили переоборудовать бронетранспортеры с карбюраторных двигателей на дизельные. Конечно, подобное переоборудование военной техники тянет на серьезную конструкторскую разработку и требует как минимум согласования с российскими производителями БТР -70, но не для того наши полководцы в академиях учились, чтобы заморачиваться такими формальностями.
В результате получилось то, что должно было получиться. На бронетранспортеры установили двигатели, используемые в сельском хозяйстве. Теперь у модернизированных БТР-70 постоянно отказывает тормозная система, не включается коробка передач, поддоны двигателей бьются об мосты и карданы, из-за чего при движении из них выливается масло, после чего мотор просто клинит. Некоторые военные практики, не умеющие по-генеральски масштабно мыслить, предполагают эту супертехнику сразу отправлять на свалку.

Бюджету эта модернизация обошлась в 200 миллионов тенге. Прибавьте сюда еще внеплановые почти 4 миллиона тенге командировочных расходов, выделенных военнослужащим для осуществления этой затеи.
Новым этапом большого пути по наращиванию военной мощи страны можно считать реализацию передовой идеи о продлении сроков службы десантных парашютов. Дело это, конечно, необходимое - с парашютом шутки плохи. Но к этому наши военные подошли со свойственным им армейским юмором.
Для начала из бюджета выделили 820 миллионов тенге, чтобы продлить сроки службы 1312 основных и 2226 запасных парашютов. То, что эти два вида парашютов используются в паре, а потому их количество не может так сильно разниться, наши аэромобильные соколы, вероятно, не знали. Или у кого-то вышибло из головы после неудачного приземления. Зато вспомнили, что закупку требуемых услуг для пользы дела лучше производить из одного источника. Поставщиком услуг стало некое ТОО “КЛЕН”. Производителем парашютов это товарищество не является - оно ими только торгует. Но шлеп-шлеп - и откуда ни возьмись на документах уже печати Российского НИИ парашютостроения. Загадка природы: то ли парашюты возили в Москву, то ли московских специалистов привозили сюда на заработки. Как бы то ни было, продление срока службы одного парашюта (на 5, 6 и 7 лет - Г.Б.) обошлось в 450 тысяч тенге. Кстати, в 2006 году войска закупили у уже известного нам ТОО “Орион” новые парашюты со сроком службы 12 лет по 470 тысяч тенге за штуку. Зачем было продлевать срок службы старых куполов, если можно было купить новые?

Да затем, чтобы потом их же еще и модернизировать.

На это святое дело выделили еще 684 миллиона тенге, из которых 200 тысяч перечислили ТОО “КЛЕН” в качестве предоплаты. Решение о продлении срока службы парашютов до 20 лет было принято за один день. Ресурс старых парашютов оказался на 8 лет больше, чем у новых. Недаром мрачно шутят десантники: “Первый готов? Пошел… Второй готов? Пошел… Третий готов? Пошел, пошел, пошел… Готов!”.

Откуда взялись вышеупомянутые ТОО “Прометей”, “Орион”, “КЛЕН”? Появились они на свет сразу после того, как в 2005 году вышел в отставку один из ведущих специалистов воздушно-десантных войск Каир РАХИМОВ, бывший заместитель командующего аэромобильными войсками генерала Майкеева. Именно он, полковник Рахимов, является создателем и идейным вдохновителем всех этих трех частных компаний. В последней, согласно регистрационным документам, он даже является учредителем. И, как вы уже догадались, верный военному братству полковник остается, как и прежде, в теплых отношениях с командующим аэромобильными войсками РК.

Мы, конечно, не сомневаемся, что министр обороны разберется во всем, но обращаем внимание на то, что все описанное выше происходит исключительно под лозунгом повышения обороноспособности Казахстана с постоянными ссылками на цитаты из выступлений Верховного главнокомандующего. А в качестве операции прикрытия время от времени наши генералы проводят показательные выступления с пальбой, морем огня и дыма.
Этакая дымовая завеса для начальства, успешно прикрывающая большие маневры с армейскими финансами.

Геннадий
БЕНДИЦКИЙ,
е-mail:
benditsky@time.kz

Поделиться
Класснуть