Владимир ФИЛАТОВ, директор алматинской галереи “Тенгри-Умай”: От меня не добились отката
Владимир Филатов, директор галереи “Тенгри-Умай”, по приглашению Гёте-института съездил в Германию, чтобы перенять опыт Берлина в области поддержки современного искусства. После поездки галерист расстроился, почувствовав контраст между вольным воздухом Берлина и дымом Отечества.- Десять лет назад чувствовалось больше дыхания, больше свобод и больше надежд. И в то время художники не покидали страну насовсем, как это теперь сделали Олег ФАЛЬКОВ, Марина РЕШЕТНИКОВА, Тамара ФИЛАТОВА. Да и оставшиеся номинально в Казахстане приверженцы контемпорари-арт Виктор и Елена ВОРОБЬЕВЫ, Алма МЕНЛИБАЕВА, Георгий ТРЯКИЙ-БУХАРОВ свои выставки предпочитают проводить в других странах.
- Что же так непоправимо изменилось за эти десять с небольшим лет?
- Во-первых, поднялась стоимость аренды выставочных залов. Во-вторых, испарилась надежда на то, что у государства дойдут руки и до современного искусства. Еще десять лет назад мы могли разговаривать с любым чиновником, вплоть до министра или премьера. И Дюсен КАСЕИНОВ, и Алтынбек САРСЕНБАЕВ (прежние министры культуры. - К. Е.) очень легко шли на контакт, хорошо понимали эти проблемы. Во время их работы в правительстве готовилась законодательная база, поддерживающая спонсоров и современное искусство. А сейчас чиновники всех уровней предельно изолированы от нас.
- Но как раз искусство сейчас неплохо поддерживается.- У нас поддерживается только искусство, попадающее в рамки программы “Культурное наследие”, то есть ремесла и традиционные жанры. Еще государство поддерживает классическое искусство, точнее то, что было привито под влиянием российской школы. Сейчас это уже подыгрывание ситуации, самой мифологии в искусстве.
- Но в последнее время и сами художники предпочитают уходить в коммерцию и не слишком-то рвутся в большое искусство...
- В первую очередь в такой ситуации виноват дефицит независимых площадок. Оплачивать свои выставки сам может лишь тот художник, который хорошо продается, который создает товар, а не искусство. Современное искусство рынком не востребовано, и спасти ситуацию могли бы какие-то выставки, финансируемые государством, но проводимые на основе отбора независимого жюри. Тогда художники получили бы свободную трибуну.
- Нам это не подходит, поскольку наши современные художники как-то сильно социализированы. Им государство даст денег, а они за эти же деньги еще и скажут все, что думают о политической системе. Гораздо проще содержать музей с проверенными временем работами.
- Политика - очень грязное дело, особенно в странах бывшего Союза. А для художников эта тема не является сакральной. Она как раз и привлекает их проявлениями абсурда, гротесковостью.
- Еще лет семь или восемь назад вы разрабатывали концепцию и даже архитектурный проект центра современного искусства. Получили одобрение - вплоть до президентского. Почему мечта не стала былью?
- Из-за коррупции. Потому что осуществить идею можно, только если часть денег поступит тому, кто будет помогать реализовывать проект. Президент страны лично одобрил концепцию такого центра, попросил тогдашнего акима Алматы ХРАПУНОВА обратить пристальное внимание на него и сказал, что меня скоро вызовут для разговора. Кстати, мои инициативы были отмечены даже орденом “Курмет”. Но мне было стыдно принимать этот орден, поскольку к тому времени я понял, что у идеи очень мало шансов на реализацию.

- Вас так и не вызвали на разговор?
- Я разговаривал с исполнителями, которые прощупывали мою готовность на “откат”. А поскольку я очень категорически дал понять, что деньги, выделенные на центр, пойдут только на него, то хода делу никто не дал. Устно мне было сказано: нам, дескать, гораздо важнее построить цирк. Дарига НАЗАРБАЕВА и вовсе иронически отнеслась к идее центра. Алтынбек Сарсенбаев уже ушел с поста, и поддержать нас было фактически некому.
- А международные организации?
- У международных институтов условие одно - местный бизнес тоже должен вложиться. Но он ориентируется на чиновников, опасающихся, что художник скажет властям что-то нелицеприятное. И если честно, то в таких условиях иногда думаешь - не дай бог получить поддержку государства, потому что тебе тогда скажут, как дальше работать.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

