10322

Ораз ЖАНДОСОВ: Думать о бонусах в тяжелые времена безнравственно

В условиях кризиса каждый выживает как может. Правительство решает свои проблемы, население - свои. Иногда эти процессы протекают совершенно автономно и независимо друг от друга. В Акорде сидят закоренелые оптимисты, убеждающие нас в скором завершении кризиса. А тем временем останавливаются градообразующие предприятия, растут цены, и, глядя на все это, пессимисты делают мрачные прогнозы. Но истина, как известно, где-то посередине.
О том, что нас ждет, рассказывает председатель попечительского совета Ассоциации экономистов Казахстана Ораз ЖАНДОСОВ (на снимке).

- Каким будет 2009 год для Казахстана?
- Год будет тяжелым. На сегодня у нас два кризиса. Первый - это наш собственный лопнувший пузырь кредитования и жилищного строительства. Этот кризис начался в августе позапрошлого года. Правительство, имея ресурсы, не сумело разрешить его до осени прошлого года, когда нас накрыла вторая волна мирового финансового кризиса, быстро повлекшего за собой и экономический кризис. Эта вторая волна усилила разрушительные последствия первой, поскольку упали цены практически на все виды сырья, и в первую очередь - на нефть. Все вкупе привело к падению совокупного спроса в экономике, снижению доходов бюджета. Поэтому правительство сейчас должно одновременно преодолевать последствия сразу двух волн кризиса, что всегда сложнее, чем если бы это пришлось делать последовательно.

- Правительство не собирается секвестировать бюджет, как в 1999 году, а Нацбанк - девальвировать тенге. Это правильно?
- Исходя из тех предпосылок, что цена на нефть будет оставаться в коридоре между $40 и $50 за баррель, я бы тоже считал, что бюджет секвестировать не надо. Другой вопрос, что в бюджете есть много нерациональных расходов, чрезмерных для государства, находящегося в сложной экономической ситуации. Прямо сейчас нужно не секвестировать бюджет, а пересмотреть расходную часть. Что касается девальвации... Если цена на нефть останется такой же и при этом Нацбанк будет тратить золотовалютные резервы, что происходило с октября по декабрь прошлого года, то тогда, на мой взгляд, нет особого смысла искусственно удерживать валюту, особенно учитывая, что в России уже произошла существенная девальвация.

- Вы когда во власти были, два раза бюджет резали, а теперь, насколько я понимаю, требуете увеличения социальных выплат. Это потому, что вы сейчас не в правительстве?
- Тогда у государства не было резерва в виде Национального фонда, не было кредитного инвестиционного рейтинга, благодаря которому можно занимать средства за рубежом, финансовый сектор был не так развит, как сегодня. До осени прошлого года я говорил о необходимости поддержать малый и средний бизнес, не входящий в сырьевой сектор, а для этого нужно было создать спрос на товары и услуги внутренних производителей. Банковское кредитование я предлагал заменить фискальным стимулом. В октябре ситуация в значительной степени поменялась, поэтому о стимуляции в том же объеме, как предлагалось, сейчас говорить не приходится. Нынешний бюджет содержит в себе определенный фискальный стимул - правительство сохранило 25-процентное увеличение зарплат бюджетников и пенсий. Это правильно, хотя я считаю, что надо было увеличивать зарплаты и пенсии еще с 1 апреля прошлого года. Тогда бы это стало тем самым фискальным стимулом, которого малому и среднему бизнесу так недоставало во втором, третьем, четвертом кварталах прошлого года. Что касается этого года, то в результате повышения социальных выплат возникает достаточно большой дефицит бюджета. Отмечу при этом, что повышение выплат не компенсирует инфляцию 2007 и 2008 годов, отчего сильно пострадают люди с фиксированными доходами.

- Деньги, выделенные из бюджета банкам на поддержку малого и среднего бизнеса, пришлось вернуть назад. Судя по редакционной почте, банки и госфонды изобретают всевозможные схемы, чтобы банально воровать эти деньги. Может, враги казахстанской экономики не за рубежом, а внутри страны?
- Конечно, враги все внутри. Что касается воровства в частных банках - это аномальное явление: собственникам банков невыгодно, чтобы их менеджеры воровали. Но если напрямую распределять эти деньги, как это предлагается, например, через акиматы, то будет еще хуже.

- То есть нормальной схемы при нашей системе не существует?
- Все опять упирается в политическую реформу. Например, если бы предприниматели, у которых в банках требуют взятки за кредит, знали, что есть независимое телевидение, оппозиционные депутаты в парламенте и маслихатах, где они смогут найти защиту, банковским клеркам было бы сложнее заниматься вымогательством.

- В конце прошлого года оскандалился ваш давний оппонент - Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, возглавляющий фонд “СамрукКазына”. Вы довольно едко прокомментировали его заявление о реструктуризации банковских долгов, назвав это “бредом”. Он не вызвал вас потом на дуэль?
- На дуэль не вызывал, но его заявление действительно было более чем странным. Поскольку все четыре банка заявили, что никаких переговоров на эту тему с правительством не вели. Я не мог тогда спросить у Келимбетова, какую цель он преследовал. Наверное, хотел прощупать реакцию иностранных кредиторов.

- Разве можно таким экстремальным способом что-либо выяснять?
- Я считаю, что нельзя. Общий ущерб был очень велик. Например, рейтинговое агентство Moody’s сразу понизило рейтинг банков, прямо ссылаясь на выступления высокопоставленных чиновников.

- То есть Келимбетов таким образом ухудшил и без того сложное положение наших банков?
- С точки зрения рейтинга - да.

- Даже премьер Масимов был вынужден сказать, что его коллега должен аккуратнее высказываться. Но бог с ним, с Келимбетовым... Оцените по пятибалльной шкале деятельность правительства.
- То, что правительство медленно готовило свою программу и так же неторопливо ее реализует, вызывает у меня очень много вопросов. Действия правительства до сентября прошлого года я бы оценил на три с плюсом, а их последующую работу на три с минусом. Вопрос же об отставке у нас решает один человек, и есть подозрение, что и премьер и руководство фонда “СамрукКазына” будут работать до тех пор, пока не пройдет худшая фаза кризиса.

- Как один из тех, кто вывел страну из кризиса 10 лет назад, вы можете сказать, насколько готовы Карим Масимов и Кайрат Келимбетов к роли спасителей Отечества? Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к кризис-менеджерам?
- Десять лет назад президент нам делегировал такие полномочия, что нам было и легче работать, и возможностей было больше, хотя и ответственность была выше. Как сейчас обстоит дело, я точно не знаю.

- Фонд “СамрукКазына” сейчас намеревается загнать свыше 60 процентов пенсионных активов в свои ценные бумаги. То есть опять мы, участники пенсионной накопительной системы, будем оплачивать все их экономические эксперименты?
- Всегда за все платят налогоплательщики. Мы сами себе такое правительство “выбрали”, вот и получаем то, что хотели.

- Наши политики редко отвечают за свои слова. И все же не могу удержаться, чтобы не процитировать “раннего” Келимбетова: “Настало время масштабных проектов в промышленности. С созданием фонда “Казына” правительство получает четкий механизм контроля финансовых потоков в институтах развития”. Изменилось ли что-нибудь спустя два с половиной года после этих слов?
- Это спорный вопрос… Другой, более глубокий вопрос в том, насколько оправданно участие государства в тех отраслях, которые могут управляться и частным бизнесом. Лучше ли эта схема использования денег, чем участие государства в финансировании социальных программ и развитии инфраструктуры? На мой взгляд, не лучше. За шесть лет существования институтов развития я не увидел, чтобы были достигнуты большие успехи, каких бы мог добиться частный бизнес, если бы государство правильно выстроило налоговую политику, развивало инфраструктуру, вкладывало достаточно средств в образование и здравоохранение.

- Несколько лет назад случился грандиозный скандал, когда глава государства на Совете безопасности обнародовал зарплаты в ряде нацкомпаний. Тогда глава “Казахтелекома” КАРИБЖАНОВ был вынужден вернуть два миллиона долларов бонусов, которые он получил сверх ежемесячной зарплаты в 300 тысяч долларов. Если мы говорим о демократизации общества, должны ли быть открытыми сведения о доходах руководителей государственных компаний и фондов?
- Согласен. Абсолютно открытыми. Открытость и прозрачность - это одно из главных условий демократического общества. К сожалению, с тех пор ситуация не очень изменилась. Я не видел, чтобы кто-нибудь из руководителей нацкомпаний и фондов обнародовал данные о зарплате топ-менеджеров.

- Когда разразился этот скандал, экономика была на подъеме и о кризисе никто и не думал… А недавно некий анонимный источник сообщил нам, что Совет директоров фонда национального благосостояния “СамрукКазына” запланировал себе в бюджете на 2009 год бонусы в размере более 2 миллиардов тенге. Мы отправили г-ну Келимбетову официальный запрос по этому поводу, но на ответ по существу, честно говоря, не надеемся…
- Я не знаю, насколько достоверны ваши сведения, но если это действительно так, то, на мой взгляд, планировать себе бонусы в таком размере и в такое тяжелое для страны и народа время - просто безнравственно.

- Остается надеяться, что наш источник сильно преувеличивает ... Вы упомянули о том, что необходимо пересмотреть расходную часть бюджета и избавиться от бессмысленных затрат. Что конкретно вы имеете в виду?
- Перечислять можно очень долго. Могу навскидку назвать несколько пунктов, которые можно безболезненно сократить. Это материально-техническое оснащение ХОЗУ парламента - 800 млн. тенге, приобретение и строительство МИДом объектов недвижимости за рубежом - 2,6 млрд. тенге, обеспечение реализации исследований проектов, осуществляемых совместно с международными организациями Министерством экономики и бюджетного планирования - 1,9 млрд. тенге, приобретение зданий, строительство и реконструкция объектов Управления делами президента - 33,4 млрд. тенге... Если подойти к бюджету трезво, можно сэкономить до 200-300 миллиардов.

- Кто из наших экономистов или менеджеров способен вывести страну из кризиса, не считая Келимбетова и Масимова, с которыми и так все ясно?
- Я знаю таких людей, но называть их не буду: не хочу, чтобы у них были неприятности.

Марат АСИПОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть