Нарисуем - будем жить?
Недавно
“Казахфильм” объявил конкурс на лучшие идеи для мультипликации. Вся страна теперь в поисках нарисованных героев. И, видимо, потому, что реальных героев пока не видать. Конкурс объявлен по нескольким номинациям: лучший анимационный полнометражный фильм, лучшая короткометражка, лучший сериал и отдельная категория - лучший анимационный персонаж. Решение о творческом состязании созрело после “круглого стола”, на котором отечественные аниматоры решали, как и куда дальше анимировать.
- В стране появилось много частных студий, которые работают в анимации, - говорит главный редактор “Казахфильма” Сламбек ТАУКЕЛ. - Мы решили консолидировать их идеи и посмотреть, что из этого получится. Ведь не секрет, что наши дети смотрят зарубежные мультфильмы, в то время как отечественные проекты до них не доходят.
- Найти героя нашего времени для мультиков, пожалуй, еще труднее, чем для игрового кино, не находите?
- Я далек от того, чтобы ждать каких-то фантастических результатов. И даже думаю, что конкурс особых результатов не даст. Потому что задание очень сложное. Мало придумать Чебурашку - нужно определить действия персонажа в разных ситуациях. А это целый мир. Недавно мне сказали, что Алдар-Косе - подходящий герой для нашей анимации. Да какой же он подходящий? У него даже имя звучит неподобающе! (Алдар-Косе - безбородый обманщик. - Т.Б.).
- Зато актуальный.
- Ну да, актуальный...
Этой же мыслью проникся Артур КРАУС, руководитель студии Azia Animation. Студия начала производство 50-серийного мультфильма про Алдара Косе (сейчас проект приостановлен из-за недостатка финансирования).
- Невозможно предугадать, какой персонаж станет популярным, - говорит Артур. - И дело вовсе не в имени. Разве Иван-дурак звучит приятно? А Косе - очень современный герой. Человек из народа, использующий свою смекалку и хитрость там, где это нужно. Он обманывает баев, но они и сами обманываться рады. Прямо как с нынешним финансовым кризисом.
- Если вопрос с деньгами решится, мы увидим сериал по телевизору?
- Нет, у наших телеканалов нет ни желания, ни возможности закупать отечественные мультфильмы. Сериал будет приложением к книге со сказками, где главным героем выступает Алдар Косе.
Есть, впрочем, мнение, что телеканалам еще спасибо надо сказать за то, что они не показывают родные мультфильмы. И дорого, и не мило. - Одна серия зарубежного “мыла” обходится телеканалам в 50-100 долларов, - говорит телевизионный продюсер Амир САДЫКОВ. - Даже если наши аниматоры будут продавать свои картины по таким ценам, вещателям невыгодно покупать их из-за небольшого хронометража. К тому же наши мультики в массе своей - некрасивое, тягостное зрелище. Так что не надо телеканалы обвинять. Вы же не будете покупать помидоры втридорога только потому, что они казахстанские. Я отдал анимации около четырех лет. И понял, что это - бестолковое занятие. Самое главное, как справедливо выразился один режиссер, у нас снимают мультфильмы не для детей, а про детей. Взрослые делают ленты, вымещая на них какие-то свои комплексы и пытаясь решить собственные проблемы. Получаются так называемые “фестивальные фильмы”. Нормальный ребенок такое смотреть не будет. Он будет смотреть постоянно ругаемого Спанч Боба, и это неплохо: в этом сериале есть очень четко выраженная мораль. Добро там побеждает зло, плохие проигрывают, а хорошие выигрывают, и так далее. А что пропагандируют наши мультфильмы? Ничего, кроме проблем своих авторов.
- ОК. А какие мультики из наших вы считаете нормальными?
- Несколько лет назад был выпущен мультик “Шуша”. Я считаю, неплохой. Во всяком случае, мой племянник, на котором я постоянно обкатывал отечественные ленты, посмотрел его с удовольствием. Студия Артура Крауса делает качественные проекты, они вообще молодцы. Ну и всё. Видите ли, чтобы сделать нормальный полнометражный мультфильм, нужно 150-200 аниматоров. А у нас на весь Казахстан их человек 15. И если даже привлечь сторонних специалистов, на внутреннем рынке затраты не отбить.
- Выход из ситуации?
- Нет выхода. И не надо. Повторюсь - такие мультики, которые делают наши мастера, детям не нужны.
В противовес Амиру аниматор из Шымкента Максут ЖАРИМБЕТОВ, по его словам, делает интересные и нужные мультфильмы. Материально они оправданны еще на стадии разработки проекта - студия Жаримбетова привлекает гранты. Например, сериал “Детская конституция” о правах подрастающего поколения спонсировало посольство США в Казахстане, а фильм о сайге - неправительственный благотворительный фонд.
- По качеству наши мультфильмы мало уступают заграничным, - утверждает Максут. - И они очень нравятся детям. Выпускать анимацию в нашей стране вполне возможно, главное - найти интересную для общества тему, которую может спонсировать та или иная организация. Мы проводим анализ, и когда находим актуальную проблему, пишем проект.
Если у читателей возникло ощущение, что все эти разговоры сходны с обсуждением самовыкапывающегося картофеля - овоща нужного, но пока не существующего, - то знайте: такое ощущение не только у вас. Обсуждать картошку можно до бесконечности, но лучше пойти и копать. Для появления Чебурашки нужно было, чтобы Успенский написал повесть, Качанов решил ее снимать, а Шварцман придумал ушастый образ. И надо учесть, что эти авторы состоялись не на “круглом столе”, а в результате долгой и продолжительной работы над собой при солидной государственной поддержке. По вкладу - и выхлоп.
Кстати, в прошлом году в Астане проводили конкурс на самого любимого мультяшного героя. Детишки нарисовали Спанч Боба, Русалку, Арнольда, мумию Тутенштейн и других, не менее оригинальных и иностранных персонажей.
Алдара-Косе или там Ласточку, у которой хвост рожками, не нарисовал никто.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
tulegen@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

