Улетевший белый
31 декабря ушел из жизни
казахстанский художник Рустам ХАЛЬФИН, один из плеяды мэтров, не признававших границ в искусстве.
Он не шокировал публику своими акциями, а удивлял и вел за собой. Не бил на внешний эффект, а мыслил. Он легко расставался с прошлым: окончил Московский архитектурный институт и спустя десять лет ушел в живопись. Сделал себе имя и вдруг одним из первых стал пробовать новые жанры, материалы, концепции. И работал с чем-то не потому, что “понравилось”, а только если это заставило размышлять. Например, банальная разбитая чашка стала родоначальницей целого периода работы с осколками и памятью о целостности. Через десятилетие так же серьезно начал исследовать тело человека, фактуру материала, ощущение пустоты и заполненности. Он копался в мелочах, а искусствоведы с упоением копались в его творчестве. В 1998 году он создал свою галерею, заполнив двухэтажное помещение глиняным человеком, словно увиденным изнутри. Когда галерея перестала существовать, этого же человека он ломал своими собственными руками. Как ни странно, первый инсульт спас его. Он был прикован к постели, а в Нью-Йорке рушились башни-близнецы. В одной из них он должен был как раз в это время работать в предоставленной мастерской...
Хальфин остался таким же улыбчивым, добродушным, так же неумело общался с журналистами, падкими на яркие фразы и сентенции, только делал все чуть медленнее и неуловимо превращался в легенду города. Он не был сумасшедшим в кавычках или без, не носил красного берета, который позволил бы увидеть его со звезд. И вообще был незаметным. Но неизменно приковывали к себе взгляды созданные им
“Шкура художника”, “Летающий белый”, глиняная галерея. Его следы, оставленные в пространстве.
“31 декабря 2008 года ушел из жизни Рустам Хальфин. Очень большой художник. Завершилась эпоха в казахстанском искусстве. По искусству Хальфина можно опознавать Казахстан и измерять авангард. Там, где был Хальфин, был центр искусства”. Такими словами галерея “Тенгри-Умай” приглашала всех проститься с Мастером 4 января.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

