Отпетые мошенники
С некоторых пор народ стал замечать: все сколько-нибудь значимые фигуры областного и городского масштаба, попавшиеся на взятках, как правило, в скором времени оказываются на свободе. Многие, разумеется, спешат обвинить в этом правоохранителей: не умеют, дескать, работать либо “разводят” дела. Между тем мздоимцы освобождаются вполне легально.
В 2006 году жамбылскими комитетчиками был задержан с поличным в своем кабинете
тогдашний помощник городского прокурора Бахытжан СЕЙТКАРИМОВ. Он обещал за вознаграждение облегчить участь подозреваемого. Символично, что полученные 40 тысяч тенге мздоимец заложил в брошюру… “Закон о борьбе с коррупцией”. В Таразе эта история имела большой резонанс: нечасто ведь у нас ловятся прокуроры. А спустя некоторое время стало известно, что уголовное дело в отношении законоблюстителя прекращено в суде
“за примирением сторон”.
Обывателю, конечно, покажется, что это полный бред: какое может быть “примирение” между облеченным властью и жертвой его произвола: в конце концов, не кухонная же между ними ссора, а достаточно серьезные государственно-правовые взаимоотношения… Однако тут вот какая тонкость: помощник прокурора за что взял деньги? За недачу санкции на арест. А в его полномочия входит санкционирование ареста? Не входит. Так мог ли он оказать данную услугу родственнице подследственного? Правильно, не мог. Он просто обманывал наивную гражданку. Тогда какой же он взяточник? Он мошенник! А статья 177 УК РК - “мошенничество” - предусматривает “примирение сторон”. Вот стороны и “примирились”! Остается только догадываться, на каких условиях.
Вообще сегодня “примиряются” все кому не лень.
22 января 2008 года было возбуждено уголовное дело в отношении
главного специалиста налогового комитета Жамбылского района Аскара АБИЛОВА, пообещавшего за 20 тысяч тенге провести процедуру ликвидации фирмы
предпринимателя МИРЗАГАНИЕВА. В ходе следствия выяснилось, что в его функциональные обязанности данная услуга не входит. Дело, возбужденное по статье 311 - “получение взятки”, было переквалифицировано на статью 177 “мошенничество”. В итоге обвиняемый и потерпевший “примирились” в суде.
В том же месяце каэнбэшники взяли с поличным
сотрудника ЦОНа Байзакского района Батырхана МАМАСЕРИКОВА - он выудил деньги у жительницы села ТАШБАЕВОЙ, дав слово устроить ее на работу. Но оказалось, что не обладает г-н Мамасериков такими полномочиями. А затем бедная гражданка и ее обидчик-госслужбист друг другу простили все. Под строгим прокурорским надзором.
В августе того же года было заведено (опять же по 311-й) дело на
начальника отдела УБОП ДВД Жамбылской области Бахтияра ХУСАИНОВА - он “поставил на отметку” некоего
БАЗЕНОВА, занимающегося перевозкой грузов: дескать, плати, а не то возбужу дело по контрабанде. Полицейского задержали с кругленькой суммой, но оказалось, что никаких материалов по “контрабандисту” в УБОПе нет. А дальше по сценарию: переквалификация и акт “примирения”.
- Все дело в слове “если”, - комментирует сложившуюся ситуацию
начальник следственного управления ДКНБ по Жамбылской области Талгат АЙТКУЖИНОВ. - Ведь главная коррупционная статья 311 УК РК звучит так:
“Получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица…”. Обратим внимание вот на что: союз “если” резко сужает понятие “взятки”. Получается, если госслужащий функционально не может исполнить то, что наобещал и за что взял деньги, то он уже не “взяточник”, а “мошенник” со всеми вытекающими последствиями, достаточно благоприятными - если взять во внимание возможность “примирения”.
- Но даже и без “примирения” неплохо: за взятку, как правило, - срок, за мошенничество - условно.
- Так оно и получается в случае с “VIP-персонами”: заместителю начальника ДБЭКП Жаксылыку Омирузаку, получившему 18 миллионов тенге за невозбуждение уголовного дела по выявленным проверкой финконтроля (назначенной финполицией же!) нарушениям, суд, переквалифицировав “взятку” на “мошенничество”, определил условную меру наказания. Совсем замечательно, если учесть, что у нас за украденный старый велосипед можно схлопотать несколько лет зоны. На мой взгляд, если мы собираемся всерьез бороться с коррупцией, то надо статью 177 часть 2, где речь идет о мошенничестве с использованием служебного положения, делать “коррупционной”: она должна определять реальный срок наказания и исключать возможность “примирения”. Либо из 311-й должно исчезнуть слово “если”.
- Отъявленные коррупционеры трансформируются в милых, незатейливых “мошенников”, и делается это в строгом соответствии с законом, - продолжает тему
заместитель начальника ДБЭКП по Жамбылской области Улан МАДИЕВ. - Органы финполиции еще больше, чем наши “смежники”, страдают от несовершенства законодательства, потому что именно у нас идет вал коррупционных дел, которые мы вынуждены переводить в разряд чуть ли не “бытовухи”. Вот пример: 28 февраля 2008 года нами был задержан
главный специалист акимата города Тараза Алихан МАМРАЛИЕВ при получении 660 тысяч тенге (немалые деньги для акиматовского специалиста) от
гражданина САРЫКУЛОВА за выделение ему земельного участка. Мы сразу возбудили дело по “мошенничеству”, потому что в полномочия Мамралиева выдача участков не входит: он не член комиссии, не чиновник высокого ранга. Но давайте зададимся вопросом: если бы мы его не задержали, мог бы этот маленький клерк “помочь” получить землю? Я думаю, мог. Скажем, путем подкупа других должностных лиц, имеющих отношение к земле. Или используя свои связи: ведь, работая в акимате, он наверняка знает, с кем можно договориться и какова цена вопроса. Так где с его стороны обман?
- А какой срок получил Мамралиев?
- 5 лет лишения свободы.
- Естественно, условно?
- У нас, как вы знаете, гуманный суд...
Сейчас преступники, взятые с поличным, только такие показания и дают: дескать, они совсем даже не намеревались оказывать услугу, а хотели “кинуть лоха”. И вот итог всей нашей борьбы с коррупцией: целая армия отпетых мошенников только и ждет подходящего момента, чтобы погасить судимость и снова усесться в кресло.
Галина ВЫБОРНОВА, Тараз,
тел. 8-7013757573, e-mail:anri1@mail.kz
Рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

