Очень крепкий хозяйственник
Как считают обитатели карагандинского центра адаптации и интеграции оралманов, Казахстан уже готов войти в число 50 самых развитых стран мира. Правда, пока только по показухе, уровень которой на примере своего центра они сумели оценить на твердую “пятерку”.
Центр в Караганде существует чуть больше двух лет, но за это время его успели посетить самые высокие гости, вплоть до министров. А потому ударить в грязь лицом для директора центра адаптации и интеграции оралманов
Парды НУРАЛИЕВА непозволительно. Тем более когда речь идет о братьях-казахах, которые возвращаются на историческую родину:
- Здание, конечно, у нас старое, 1953 года постройки, но мы постарались создать здесь все условия для нормальной адаптации оралманов, - поясняет директор. - У нас есть все - душевая, кухня, библиотека, своя котельная. Даже у меня в квартире не так тепло и уютно, как в центре!
Только капризным оралманам не угодишь! Есть, говорят, душ, да мыться в нем нам не дают. А на кухне еду можно готовить строго по графику, установленному директором. В остальное время она закрыта на замок.
- Мы живем в цивилизованной стране, которая стремится председательствовать в ОБСЕ, а людям в душе запрещаем помыться, чтобы соблюдать элементарную личную гигиену, - с иронией заметил
оралман Акбар АТАБАЕВ (на снимке). - На еще один электротитан денег нет, а вот парадные дорожки, которые стелют для всевозможных комиссий, центр приобрел.
- К нам вице-министр и министр приезжали, - парирует директор. - Надо ж было выглядеть на уровне. Статус поддерживать. Вот мы и купили дорожки. А если они будут все время лежать в коридоре, оралманы же их быстро вытопчут. Вот мы их и храним на складе.
Вообще, как заметили оралманы, директор у них очень хозяйственный. Все, что можно сберечь, он бережет живота не жалея. Именно поэтому в душ мыться пускают только кочегаров. А всем остальным Парда Нуралиев вежливо советует: а не шли бы вы в баню!
- Нашли из чего проблему строить, - недоумевает бережливый Парда. - Недалеко от нашего центра есть общественная баня и прекрасная сауна. Если я буду разрешать постоянно мыться в душе, титан сломается. А завтра какая-нибудь комиссия приедет, как я ей покажу сломанный титан?
Из-за душа и кухни оралманы периодически устраивают скандалы, а претензии высказывают
администратору центра Алме ЖАНПЕИСОВОЙ:
- Больно было смотреть на женщин, когда кухню стали закрывать. Им ведь детей надо кормить, да и мужьям приготовить. У нас на 76 человек всего две электроплиты. По графику люди просто не успевали приготовить себе пищу. Они ж в основном живут на чае и лепешках, которые сами же и пекут. На другую еду у них денег просто не хватает.
- На 76 человек директор поставил две плиты и четыре холодильника. А вот в бухгалтерии для двоих сотрудников выделил микроволновую печь и холодильник, - добавляет Акбар.
Пока гражданства у оралманов нет, как заметила Алма Жанпеисова, их берут только на низкооплачиваемую работу. Да еще и часто обманывают. Если семья в месяц 10 тысяч тенге заработает - это счастье. Но директор, как говорит Акбар, вместо того чтобы создать полноценные бытовые условия, только и твердит, что уважающая себя семья должна сама себя всем обеспечивать.
- На центр выделили пять компьютеров, - рассуждает Акбар Атабаев. - Зачем им столько, если из персонала всего три человека умеют на них работать? Вместо одного компьютера можно было купить четыре электротитана и обеспечить оралманов горячей водой. И люди были бы довольны, и директор бы в своих отчетах галочки поставил.
Впрочем, возмущение оралманов ничуть не трогает Парду Нуралиева:
- Я как первый руководитель должен создать своим работникам нормальные условия. Люди должны чувствовать заботу о них. Ну что криминального в том, что я один холодильник в кабинет поставил?
А свой практичный подход по части общей кухни директор объяснил очень просто:
- Оралманки ж электрическими плитами пользоваться не умеют. То выключить забудут, то неправильный режим поставят. Конфорки горят. Чтобы они все не сломали, я и распорядился установить график. А купить электрический чайник может себе позволить любая уважающая себя семья.
Оралманы, проживающие в центре, весной уже писали жалобу в “Нур Отан” и департамент по миграции. После нее директору досталась легкая взбучка.
- Да, жалоба на меня была, - не скрывает Парда Нуралиев. - Но она была анонимная. Хотя мы, конечно, меры все равно приняли.
Сразу после жалобы директор кинулся устранять недостатки. Даже купил мягкий уголок, дабы устроить комнату отдыха для жильцов, но уже два месяца новая мебель пылится на складе.
- Поставь уголок в комнате отдыха, дети ж его за два дня испачкают, - по-хозяйски рассуждает директор. - А я ж хочу, чтобы было чисто и уютно.
Затем центр приобрел стиральные машины.
- Новые, на складе стоят. Выбирали такие, чтобы практичные были и недорогие, - похвалился Парда Нуралиев.
- Так, может, их поставить, чтобы люди стирать могли? - поинтересовался я.
- Так оралманки ж их за два дня сломают! Да мы и не обязаны им предоставлять технику для стирки белья. Каждая уважающая себя семья должна сама обеспечить себе прачечную.
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Караганда,
тел. 8-7013255702, e-mail:
perkhalsky@mail.ru
Фото автора

