Кто кого кошмарит?
Простая домохозяйка из Шымкента
Марфуга КАЛДЫБАЕВА отправила
генерал-лейтенанту Бахытжану ЕРТАЕВУ приглашение в гости. Женщина позвала крупного военачальника не на той. Марфуга надеется, что председатель Ассоциации ветеранов войны в Афганистане Бахытжан Ертаев сможет повлиять на своего товарища по оружию
полковника запаса Мирзаахмеда ШЕРИМОВА. По ее мнению, именно он, ветеран войны в Афганистане,
руководитель производственного кооператива “Ак-Ниет”, имеет отношение к гибели ее матери
Тыныштык ДОСОВОЙ.
Ранним утром 22 июня 2008 года Тыныштык-апа на шымкентском автовокзале “Самал” села в “Газель”, следовавшую маршрутом Шымкент - Жанатас. Старушка, гостившая у дочери несколько дней, спешила домой.
- Она не в первый раз ехала этим маршрутом, - рассказывает Марфуга. - По нашим подсчетам, мама должна была быть в Жанатасе не позднее полудня. Она всегда отзванивалась, когда добиралась домой, а тут никаких звонков. Мы забеспокоились, а потом нам сообщили, что мама погибла в аварии.
Как позже установит следствие, виновником трагедии стал водитель
“Ауди”, который на 19-м километре трассы Шымкент - Самара выехал на встречную полосу и врезался в маршрутную “Газель”. За рулем микроавтобуса находился
Болысбек БАЛЫКБАЕВ. Оба шофера и семь пассажиров скончались. Еще пять человек были госпитализированы. Ордабасинский РОВД по факту дорожно-транспортного происшествия в тот же день возбудил уголовное дело. Но спустя две недели в связи со смертью виновного оно было закрыто.
Оплакав мать, Марфуга обратилась к руководству
ПК “Ак-Ниет”. Ведь, по ее разумению, именно в “Газели” этой фирмы погибла Тыныштык-апа, а значит, есть с кого спросить за смерть людей. Марфуга говорит:
- Все знали, что Болысбек (погибший водитель микроавтобуса. - З. М.) уже много лет работает в ПК “Ак-Ниет”. На его машине всегда была табличка с названием этой фирмы. После похорон я решила посмотреть в глаза хозяину, он ведь даже не выразил нам соболезнование.
Поначалу с Марфугой никто не разговаривал, и только после обещаний привести полицию женщину принял замруководителя компании. Он-то и объяснил пострадавшей, что ни погибший водитель Балыкбаев, ни его разбитая “Газель” не имели к кооперативу никакого отношения.
- Как это получается: 10 лет шофер ездил с табличкой их фирмы, а после гибели выяснилось, что он был сам по себе? - удивляется Марфуга. - Уже позже я узнала, что только “Ак-Ниет” имеет право ездить на данном направлении. В общем, дали мне от ворот поворот. И тогда я решила: раз для них самое главное - деньги, а люди для них - просто дрова, то буду разговаривать с ними на их языке.
Не нашел поддержки у руководства транспортной компании и
Улугбек МАХАЖАНОВ.
- В этой аварии я потерял не только жену, - едва сдерживает слезы мужчина. - Погибли двое моих детей: Гаухар и Нуркенже. Младшему не было и двух лет. Еще одна дочь получила не только увечье, но и моральную травму. Ведь совсем еще маленькая девочка, истекающая кровью, не отходила от тел родственников ни на секунду, пока ее не увезла “скорая”. На похороны никто из “Ак-Ниета” не пришел. Через две недели я сам пошел говорить с Шеримовым. Но он меня даже за ворота базы не пустил...
Один на один с бедой осталась и семья погибшего водителя Болысбека Балыкбаева. Вдова, на руках которой четверо несовершеннолетних детей, сейчас живет на 14 тысяч тенге и рассчитывается за кредит, взятый мужем на покупку той самой “Газели”. На погребение шофера предприятие, на котором Болысбек якобы не работал, выделило 60 тысяч тенге. Вот и вся помощь.
С самого первого дня кооператив упорно открещивается от разбитой “Газели” и жертв аварии. А вот в справках, выданных руководством автовокзала “Самал”, значится, что утром 22 июня с автостанции в направлении Шымкент - Жанатас выехал единственный микроавтобус, закрепленный за “Ак-Ниетом”.
Подтверждает принадлежность микроавтобуса “Ак-Ниету” и рапорт
начальника Ордабасинского РОВД Даула ПАНЗАБЕКОВА.
Между тем Гражданским кодексом предусмотрена выплата немалых сумм семьям людей, пострадавших в результате аварии. Может быть, поэтому пробиться на территорию кооператива, огороженную высоченным бетонным забором, невозможно даже на танке. Через крохотное окошко в железных воротах охранник сообщает, что ни шефа, ни других начальников нет и когда будут - неизвестно.
- Мы его тоже не можем достать, - говорит
начальник областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Болат АЛИЕВ. - У нас к нему немало вопросов накопилось, но вразумительного ответа ни на один мы не получили. Вместо этого господин Шеримов и его коллектив забрасывают разные ведомства жалобами. Пишут акиму, в министерства, прокуратуру, финансовую полицию, КНБ, “Нур Отан”, газеты… И всюду сообщают, что чиновники “кошмарят” героя афганской войны, заслуженного деятеля культуры и спорта, кавалера ордена “Курмет”.
P. S. По данным транспортников, сегодня в судах Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей рассматривается шесть судебных исков. Ответчиком по ним выступает ПК “Ак-Ниет”. Истцы - семьи пострадавших во время аварий.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент
zaure_mir@mail.ru

