7092

Под знаком Х

Под знаком ХЦентру современного искусства исполнилось X лет, где Х можно трактовать совершенно по-разному: 10 лет, неизвестность, буква русского алфавита.
- Правда, я стала красивая? - едва ли не с порога холодного полуразрушенного зала бывшей типографии, где проходит выставка “Угол зрения”, озадачила художница Наталья ДЮ.

Наташа, напомним, так жертвенно предана искусству, что сделала себе пластическую операцию на веки. На веки вечные, можно сказать. Теперь миниатюрная девушка корейской национальности смотрит на мир широко открытыми голубыми глазами. И узость взглядов ей определенно не грозит. Дю признается, что никогда бы не решилась на хирургическое вмешательство, если бы из операции нельзя было сделать объект contemporary art. Она засняла действо на камеру и сделала частью своего проекта. По необъяснимым (точнее, необъясненным) причинам видеоинсталляция Наташи не попала на выставку. Зато автору этих строк художница любезно предоставила диск с записью. “Фильм” рассказывает о чудесном преображении гусеницы (в роли гусеницы - Наталья Дю) в бабочку (в роли бабочки - Наталья Дю). Упор, естественно, сделан не на танцах в образах насекомых, а на операционном столе. Вжик-вжик, глазки шире. Слабонервным такое лучше не смотреть. Сильно нервным - тем более.Под знаком Х

- Вы очень красивая, честно, - ответил я Наталье.
Перед выставкой организовался небольшой флэш-моб: гости надели на себя серо-зеленую мешковину и сообразили поздравление. Началось все с незабвенного “на Х”, перешло в “нам Х лет”, а закончилось декламацией правил ЦСИ вроде “если наутро после вернисажа у художника не болит голова, значит, вернисаж был позавчера”.
Под знаком Х
- Нам исполнилось десять лет, - заявила директор центра Валерия ИБРАЕВА. - И, как всегда, в декабре уходящего года непонятно, откроемся ли мы в январе следующего.
Затем Ибраева выразила признательность всем тем, кто поддерживал современное искусство, подарив каталог проекта “Пункт назначения - Азия”.

Теперь о содержании выставки. Как метко заметил один из гостей, ЦСИ - это место, где нас встречают давно знакомые напитки. Сие непоколебимо.
А целью нынешней выставки, по словам Ибраевой, изначально был поиск позитива. Императив сам по себе довольно странный, поскольку позитива у нас сейчас так много, что искать его совершенно не нужно. Он везде. И в выступлениях премьер-министра Карима МАСИМОВА, и во вступлении на днях в партию “Нур Отан” министра финансов Болата ЖАМИШЕВА с сенатором Гарифоллой ЕСИМОМ.

Под знаком ХА что такое позитив в глазах отечественных современных художников?
Подруга Наташи Дю - арт-критик и художница Оксана ШАТАЛОВА сделала фотовидеопроект “Красное знамя” о том, как откликается в нас прошлое. Девушка в красном передает из телевизора в телевизор алый стяг. Он становится все больше и больше, пока цикл не начинается снова.
- Атрибутика советского периода сохранилась у нас в качестве сувенирной продукции, - говорит Оксана. - Но сама эпоха сидит в нас гораздо глубже. В нашем поведении, мыслях. Да и власть наша сохранила некоторые признаки коммунистической власти.
Как видим, Оксана недооценивает власть, которая умеет сохранять лицо при любых обстоятельствах. Причем буквально.

К советскому периоду, как всегда очень своеобразно, обратился Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ. Он обработал знаменитые эмалированные тазы так, что теперь они напоминают горы. Произведение называется “Пик коммунизма”. Из того, что тазы не медные и ими никто пока не накрывается, можно сделать вывод, что еще не все потеряно.
Тазы и другие немаловажные предметы быта стали основой новой монументальной скульптуры Георгия ТРЯКИНА-БУХАРОВА “Свиная отбивная”. Напомним, что на прошлой выставке Георгий ставил еще целого поросенка из сказочной троицы бездомных пятачков. Таким образом, эволюционный цикл завершен - свинья покоится с пиром.

Под знаком ХСауле СУЛЕЙМЕНОВА представила “Казахскую хронику-2”: портреты людей коренной национальности на фоне фотографий городских стен. Преимущественно советских. Вот мальчик, а вот апашка в саукеле. Выглядит все эклектично. Но обычного алматинца, который давно привык к виду аристократичного “Бентли” в грязном дворе серого дома брежневской постройки, таким не проймешь.

Подлинно рыночным можно назвать фотопроект Андрея ПИЛИПЕНКО “Профессионалы”. Когда-то Андрей сделал занимательную вещь про женщин, расписав высокими стихами российских и казахстанских поэтов гигиенические прокладки, а теперь обратился к теме специалистов. Его работа о том, что чем лучше человек выполняет свое дело, тем несвободнее он становится. Руки связывают путы профессии. Очень странная получилась картинка. У нас ведь даже если ты знаешь, как не надо делать и как надо, - оно часто никому не надо.
- А себя профессионалом считаете? - спрашиваю автора.
- К несчастью, да.

P.S. Как ни странно, выставку “Угол зрения” скоро должен выставить у себя президентский фонд культуры.
Видимо, подарок. На Х.


Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
tulegen@time.kz
Фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее