Шизобретатели
Сотрудники прокуратуры и следственного управления ДВД Алматинской области возбудили уголовное дело в отношении
высокопоставленного чиновника областного департамента юстиции Руслана Е. и
экс-менеджера одного из коммерческих банков Максата И. (в интересах следствия имена подозреваемых изменены). Эти господа умудрились выдать жителя железнодорожной станции Уштобе Михаила А., больного шизофренией, за генерального директора солидной фирмы и получили крупный кредит. Отстегнув шизофренику за услуги около тысячи долларов, оставшиеся 117 тысяч “зеленых” злоумышленники прикарманили.
Первыми почувствовали неладное сотрудники службы безопасности банка: успешный вроде бы бизнесмен, взявший кредит, проценты выплачивать не спешил. Бывшие офицеры правоохранительных органов, прибегнув к старым связям в силовых структурах, выяснили, что в роли крупного фирмача выступил человек, у которого не то что собственной фирмы, даже дома-времянки не оказалось.
- Областная прокуратура по факту мошенничества в крупном размере, совершенного группой лиц по предварительному сговору, возбудила уголовное дело, - поделился с нами информацией
следователь ДВД Алматинской области Азамат ШАЛАХАНОВ. - Мы установили, что ответственный работник департамента юстиции области и менеджер банка, теперь уже бывший, уговорили больного шизофренией сыграть роль бизнесмена. На месяц ему сняли квартиру, запретили пить спиртное, купили новенький костюм, приличную обувь и изготовили визитки генерального директора вымышленного ТОО. Потом предоставили банкирам “левый” залог, и кассир областного филиала банка отсчитала им более 118 тысяч долларов - якобы на покупку двухэтажного особняка.
Старший лейтенант Шалаханов поехал в Уштобе к Михаилу А. Тот рассказал, что перебивался сезонной работой, пока два года назад Руслан, назвавшийся сотрудником департамента юстиции, не устроил его кочегаром в котельную. В своих показаниях Михаил написал, что именно Руслан предложил ему оформить кредит на покупку особняка.
- Руслан и его знакомый Максат, работник банка, научили меня, что и как нужно говорить. Я никогда не имел дела с кредитами и без их грамотной подсказки даже двух слов не смог бы связать, - откровенничал перед следователем Михаил. - Руслан показал мне особняк, который хочет купить, несколько раз сфотографировал дом, пообещал мне неплохой процент. Он сказал, что сам рассчитается с банком, но поскольку занимает руководящий пост, не хочет светиться. Я поверил...
Руслан снял для Михаила квартиру, заказал визитки, привез одежду, купил дорогую сотку, а Максат каждый день проводил с новоиспеченным “бизнесменом” своеобразный ликбез: как и что говорить, чтобы ему поверили в банке. На сверкающем “Мерседесе-280”, за рулем которого сидел Руслан, Михаила привезли в областной филиал банка. Максат поднялся вместе с ним к знакомому оценщику.
Из показаний Михаила:
“Оценщик - мужчина в годах, его имя я не запомнил. Он сказал, что другой оценщик уехал с фотоаппаратом, но Руслан протянул свой: фотографии готовы, можете по ним подготовить заключение. Мы поехали в кафе “Марина” на обед, и за столом Максат несколько раз заверил оценщика, что знает меня хорошо, а моя фирма тесно сотрудничает с нефтяной компанией моего брата, который работает в Сибири. На самом деле у меня нет родных, тем более братьев-нефтяников. Во время обеда Руслан спросил у меня, когда я лечу в Сибирь. Я ответил: “Через два часа”. Эта была спланированная игра, чтобы оценщик не поехал в тот особняк на экспертизу, а сделал ее по готовым фотографиям. Так и получилось. После обеда оценщик ушел с фотоаппаратом, а еще через несколько дней мне по-звонили на сотку из банка и сообщили, что вопрос с кредитом решен положительно”.
По словам следователя Шалаханова, Михаил, получив кредит, отдал деньги подельникам. Руслан на своем “Мерседесе” довез его до автостанции Талдыкоргана и дал за услуги тысячу долларов. Михаил уехал в Уштобе.
- По показаниям Михаила видно: он понимал, что выдает себя в банке за предпринимателя, хотя фирмы у него не было. Но он поверил государственному чиновнику и работнику банка, которые убеждали его: ничего противозаконного в этих действиях нет, - рассказал старший лейтенант Шалаханов.
Когда Руслана впервые допросили в качестве подозреваемого, он попытался отвести от себя все подозрения. Своего знакомства с Михаилом не стал отрицать, но добавил, что никаких дел с них никогда не имел. Однако на вопросы, почему в таком случае он оплатил съемную квартиру для Михаила, приодел его и купил дорогую сотку, а главное - почему они обедали вместе, чиновник ничего вразумительного ответить не смог.
Из показаний Руслана:
“После обеда в кафе я с Максатом довез Михаила до остановки. Куда он уехал, мне неизвестно. Оценщик сказал, что доберется сам, и мы поехали по домам. Михаил хотел устроиться ко мне кочегаром, но так как он часто пьет, я ему отказал. Пару дней Михаил поработал у меня на строительстве дома, потом ушел в неизвестном направлении...”
Однако допрошенный оценщик банка сообщил немало деталей, которые противоречили показаниям Руслана. По словам следователя, ему осталось провести очные ставки между всеми фигурантами этого дела, и тогда станет ясна роль каждого из них. Пока же Руслан и Максат все валят на Михаила: дескать, он оформлял кредит, он же получал деньги. Стало быть, он и есть мошенник, а они - законопослушные граждане. По мнению следствия, они надеются, что эксперты признают Михаила шизофреником, не отвечающим за свои поступки и слова. Дело прекратится, деньги спишут, а они останутся с наваром. Тем более что врач-невролог районной больницы подтвердил: Михаил с 1990 года состоит на учете с диагнозом шизофрения. Однако, судя по заключениям амбулаторной судебно-психиатрической комиссии и экспертов Центра судебных экспертиз Министерства юстиции, Михаил вполне способен правильно оценить свои действия и, стало быть, может участвовать в следственно-судебных экспериментах.
- А раз так, то по закону Михаил имеет полное право давать показания против Руслана и Максата. И эти показания будут учтены как следствием, так и судом, - резюмировал старший лейтенант Шалаханов.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы - Талдыкорган
kuchukov@time.kz

