Когда Спартак бегал в кожаных трусах
Юные любители тенге этого уже могут не знать, но много лет назад выражение “купюра кисти того-то” применительно к казахстанским дензнакам имело несколько иное значение. Вместо нынешней хиромантии на банкнотах раннего образца была в ходу физиогномистика: лица Абая, Шокана Уалиханова, Курмангазы…
В создании тех тенге на правах автора портретов участвовал художник Досбол КАСЫМОВ. Живописец и сейчас пишет исторические персонажи.
И дело, как он утверждает, вовсе не в деньгах.
Работает Касымов в Gagarin Gallery, то бишь в галерее Гагарина. Ничего общего ни с космонавтикой, ни с арт-галереей: Досбол с коллегами так назвал квартиру на одноименной улице. Условия для творчества здесь очень комфортные: рабочий кабинет, кухня, спальня и мастерская. Правда, свободному полету художественной мысли препятствует небольшая высота комнат, так что порой мольберт стоит жестко враспор между полом и потолком. В общем, Досбол в известном смысле достиг своего потолка. Поэтому большие полотна ему приходится дописывать в другом месте. Если все пойдет по плану, дописывать придется много: Касымов задумал сделать портретную галерею исторических личностей, причем, как он сам говорит, не “из одинаковых старичков с бородками, у которых различается только навершие на шапке”. То есть сами шапки, видимо, тоже будут отличаться.
А если серьезно, то Досбол планирует затем организовать из этих работ просветительскую выставку: пусть народ знает свою историю в лицо.
- Я заметил, что у нас педалируют тему батыров, - говорит Досбол (на снимке на фоне работы своего коллеги Агимсалы ДЮЗЕЛЬХАНОВА). - В том смысле, что нам якобы нужно перестать их рисовать, отдавая предпочтение так называемому актуальному искусству. А я против. Меня удивляют стоны в поддержку как будто актуального современного искусства с призывами добиться для него государственной поддержки. Авангардист - это не просто художник, пишущий в определенном стиле квадратиками или крестиками. Он по сути - оппозиционер. Он не ждет помощи от государства или еще кого-то, его кредо - идти вразрез общественному мнению. А если ты идешь вразрез, ты должен заранее понимать, что помощи не дождешься. Ты должен быть готов ходить голодным и холодным, но не вставать по этому поводу в позу. Это нонсенс, когда человек, написав нечто ослиным хвостом или собственным задом, попросит за это поддержку государства. К авангардизму нужно прийти, для него нужно созреть. А то, что иногда делают наши современные “концептуалисты”, - это задания по статике, ритмике и динамике в художественном колледже для ребят 14-15 лет. Базовый учебный предмет, как изучение нот музыкантами. Но не искусство.
- Искусство, стало быть, это написание этнических пейзажей?
- Весь вопрос в качестве. Искусство - это 90 процентов ремесла. Если твою работу может повторить студент худакадемии - это не акт искусства. Он не имеет материальной ценности. Почему некоторые картины я оцениваю дорого? Потому что никто не сможет их скопировать. Физически. Я сам заплачу тому, кто ее повторит без изъяна. В картине важна ее неповторимость, пусть хотя бы и техническая.
Проблема в том, что определенный круг художников формирует общественное мнение. Те же СМИ четко поделены на два лагеря: казахскоязычные и русскоязычные. Поскольку информационным полем владеет русскоязычная аудитория, то у нас пропагандируется “авангард”. Я против авангарда принципиально ничего не имею. Но не надо падать ниц перед Западом. Мы ничем не хуже. Огюст Роден сказал: “Пластические искусства принадлежат степным народам”. А вот альманах западного искусства, предмет вожделения наших “новаторов”, выпущенный в Италии: импрессионизм, кубизм, модернизм… Но в самом начале книги в разделе “Предыстория” перед греческой, римской и египетской цивилизациями мы видим наш казахский бал-бал, колесницу, керамику! Никто не сможет это оспорить или умалить. Наша культура нуждается в пиаре. Наши предки на Алтае первыми сделали кованые доспехи, и это в то время, когда всякие спартаки бегали в кожаных трусах.
- Давайте откроем что-нибудь вроде “Достижения стран мира в современности” и попробуем найти там нашу страну.
- В нашей истории образовался какой-то провал, я не знаю почему. Была мощная культура, а потом как срезало. Нам надо уяснить, что мы ничем не хуже других. Просто наши жылкыши и батыры не так раскручены, как американские ковбои и японские самураи.
- Да, но вопрос-то в другом. Возьмем Японию. Японцы не только стали рисовать самураев, чтобы самим себе доказать собственное величие. Они еще завалили мир товарами с клеймом Made in Japan, и миру самому стало интересно, что это за народ такой. А что сейчас делаем мы, чтобы нашим великим предкам не было стыдно за нас?
- Ты имеешь в виду материальную культуру? Хм... Ну да, ты прав, она должна идти впереди духовной. Сам я, выпуская печатную продукцию, с удовольствием пишу “Сделано в Казахстане”. А наши художники-традиционалисты ничем не хуже западных. Многие даже преподают за рубежом. Другое дело, что никто никому не нужен и каждый тащит только свою страну. Если взять ту же антологию из Италии, то мы увидим, что вообще нет великого русского искусства. Ни Врубеля, ни Серова. Только Малевича и Кандинского они включили, но это уже от безысходности, потому что мимо таких людей пройти невозможно. Нам самим нужно поднимать себя. Причем именно на национальных мотивах. Надо изображать свое, исконное. Почему все агашки тянутся к батырам? Да потому что это у них в крови. И ты станешь агашкой, и ты будешь заказывать художникам батыров. Никуда ты от этого не денешься, это проявится на генном уровне.
- В древности определяющим критерием устойчивости “международного имиджа” была военная мощь государства. Сейчас у войн есть сублимация под названием Олимпийские игры. И чтобы победить в них, нужно развивать детский спорт.
- Здесь я полностью на твоей стороне. Все олимпийские чемпионы - они не в Алматы бегают, а по разным Узынагачам. Кстати, у нас почему-то коллективные виды спорта не прокатывают. Только индивидуальные. У меня сын ходил на хоккей. Не прет. Ушел в сноубординг - отлично, в ряду лучших. В дзюдо пошел - то же самое.
- С этого места подробнее. Как вы считаете, почему у нас командные виды не в почете? Это ведь не только спорта касается. Вроде есть отдельные способные экономисты, юристы, политики - но никто не может работать на командный результат.
- Не знаю. Может, мы все индивидуалисты? Вот я лично - я командный человек. Вчера ко мне приходили художники. Я говорю, давайте объединимся. Нам вместе будет легче выставляться, продаваться. Все вроде поддерживают. Но как только начинаем что-то делать, выясняется, что искусство все-таки - штучный товар. А может, так и надо?
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

