Аким до дурдома доведет
Аким Приозерска Нурлан БИКИРОВ (на снимке) своим “волевым” решением чуть было не отправил в спецучреждение двоих воспитанников детдома для детей с ограниченными возможностями в развитии
Максима и Евгения ПАКАЛОВЫХ. В “дурке” дети должны были оказаться лишь потому, что за ними числилась квартира, которую с легкой руки чиновников успели приватизировать посторонние люди.
Каждый год
директор Карагандинского детского дома Жанар СЫЗДЫКОВА пишет запросы акимам городов и районов области, в которых просит следить за сохранностью квартир, по праву наследства закрепленных за ее воспитанниками. И каждый год получает кипу заверений, что квартиры находятся в целости и сохранности, ожидая достижения своими владельцами совершеннолетия. Но письмо акима Нурлана Бикирова особенно задело директора детдома:
- Сначала у нас была информация, что квартиру выдали через акимат посторонним людям. Потом мы выяснили: жилье приватизировано. А затем пришло это странное письмо, в котором аким Приозерска просит наших воспитанников Максима и Евгения Пакаловых определить в спецучреждение. Они и так настрадались: мать и отец ребят были алкоголиками, и их лишили родительских прав. Но это не означает, что за детей некому заступиться. И, естественно, я обратилась в прокуратуру.
Как признался
старший помощник прокурора Карагандинской области Кайрат РЫМБЕКОВ, он был удивлен такой просьбой чиновника:
- На запрос директора детского дома аким Приозерска сообщает, что квартира ранее была закреплена за воспитанниками Пакаловыми, но в настоящее время жилье выделено для временного проживания другим гражданам. И просит изыскать возможность определить Пакаловых после выпуска из детдома в специализированное учреждение для людей с ограниченными возможностями в развитии.
По словам прокурора, согласно требованиям статьи 110 Закона РК “О браке и семье”, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. А органы опеки и попечительства и местные исполнительные органы обязаны наложить обременения и создать условия по сохранению жилья за детьми-сиротами и выделению им жилья по выпуску их из детских домов. Чиновники зачастую изыскивают различные причины, чтобы не утруждать себя лишними заботами. А в этом случае даже перещеголяли самих себя.
- Из ответа акима Приозерска следует, что он не собирается принимать меры по возвращению жилья Пакаловым, считая их инвалидами, - сделал вывод Кайрат Рымбеков. - Таким образом, глава города не только отказывается от сохранения имущества, но и просит избавить его от этих детей, определив их неизвестно куда.
Аким Нурлан Бикиров оправдывается:
- Понимаете, эта история с квартирой началась еще в 2004 году. А потому я не был в курсе всех нюансов. Но после беседы с прокурором взял дело под личный контроль и внимательно слежу за развитием событий.
Однако квартира братьев Пакаловых уже стала чужой собственностью. И теперь, чтобы вернуть ее детям, потребуется затратить немало бюджетных средств и времени. Но дело не только в этом. По словам Жанар Сыздыковой, поражает равнодушие чиновников, которые как только видят на запросе наименование организации, почему-то сразу считают всех воспитанников детского дома умственно отсталыми:
- Если ребенок попадает в наш детский дом, то это вовсе не означает, что он неполноценный. Очень часто мы берем нескольких детей, чтобы не разлучать семью. Один ребенок может быть олигофреном, а другой - нормальным. Но воспитываться оба будут в нашем детском доме.
В телефонном разговоре аким Приозерска признался:
- Я этих детей не видел. По моим данным, один из мальчиков инвалид. Поэтому я и подписал письмо, которое мне подготовил один из моих подчиненных.
Однако директор детского дома категорически не согласна с такой постановкой вопроса:
- Понимаете, даже если ребенку поставлен диагноз олигофрения или заторможенность в развитии, это не значит, что он потерян для общества. На то у нас в детском доме и существует штат опытных психологов и дефектологов, которые по специальным программам восстанавливают уровень развития детей до уровня, который позволяет им стать полноценными членами общества.
К тому же, как можно определить умственное и физическое состояние детей, которых в глаза не видел? Истинный диагноз ребенка имеют право знать лишь опекун и врач. Но никак не аким.
Мне очень хотелось узнать и мнение Максима и Жени, которых так бесцеремонно лишили жилья и чуть было не упекли до конца жизни в психушку. Но Жанар Сыздыкова попросила не травмировать мальчишек:
- Я пока не говорю им ничего про квартиру. Пусть спокойно учатся. Думаю, к тому моменту, когда они будут готовы к самостоятельной жизни, прокуроры заставят чиновников вернуть братьям законное жилье. Надеюсь, после прокурорской проверки и другие акимы не забудут о своих обязательствах…
А растерянный повышенным вниманием к проблеме аким Нурлан Бикиров поспешил отрапортовать:
- Уверяю вас, мы вернем квартиру детям! Если не получится сделать это через суд, то изыщем возможность выдать равноценное жилье из имеющегося в распоряжении акимата жилого фонда.
Кстати
Прокуроры, изучив данные областного отдела опеки, с удивлением обнаружили, что с 2005 по 2008 год из 1427 выпускников областных детских домов Карагандинской области из госжилфонда получили квартиры всего 19 человек. А из более чем 1470 детей, которые в настоящее время воспитываются в областных детских домах, имеют закрепленную постановлением акиматов жилплощадь лишь 311 несовершеннолетних. Но из-за откровенного беспредела в отделах ЖКХ и акиматах шансы получить назад свои квартиры имеют лишь единицы.
- Я думаю, раз творится такой бардак, мы скоро лишим все отделы ЖКХ полномочий распоряжаться жильем, - заявил, прослушав отчет своих помощников,
прокурор Карагандинской области Амирхан АМАНБАЕВ. - Вы хоть представляете, каково детям, которые и так лишены родительской заботы, остаться еще и бомжами?
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, фото автора, Караганда,
тел. 8-7013255702, e-mail:
perkhalsky@mail.ru
Рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

