6941

Экономика должна быть экологичной!

Экономика должна быть экологичной!Экологическую ситуацию в Казахстане трудно назвать благоприятной. На территории нашей страны к сегодняшнему дню скопилось 22 миллиарда (!) тонн различных отходов. Каждый год “дарит” отечеству до 400 млн. тонн промышленного, 20 млн. кубометров бытового мусора.
О том, как окончательно не погрязнуть в этой огромной свалке, беседа нашего корреспондента Алексея Коновалова с министром охраны окружающей среды РК Нурланом ИСКАКОВЫМ.

- Нурлан Абдильдаевич, с одной стороны, эти цифры свидетельствуют о росте промышленного потенциала страны. Но с другой в них читается прямая угроза экологическому равновесию в Казахстане, а значит здоровью нации. Вы с этим согласны?
- Разумеется. Приведу пример. Отходы ртути, накопленные на заводе “Карбид” в Карагандинской области, в свое время попали в реку Нуру. Теперь реализуется проект Всемирного банка по ликвидации этого загрязнения, ведется очистка русла реки, разбираются строения бывшего предприятия, где ртуть просто стекает по стенам. Если бы в свое время озаботились правильным обращением с отходами, сегодня не пришлось бы затрачивать время, силы, ресурсы.
Экологические угрозы опасны тем, что явных физических разрушений мы не видим, но их послед-
ствия испытывают целые регионы, вплоть до нарушений на генетическом уровне. В нашей стране большая часть отходов накапливалась исторически и оказывает негативное воздействие в течение последних 40-50 лет. Поэтому необходимо создание системы управления отходами, обеспечение очистки территории страны от исторических загрязнений.
- И как же вы намерены этим угрозам противостоять?
- В январе 2007 года президентом Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ был утвержден Экологический кодекс. Работа над ним велась с учетом опыта стран лидеров в этой области, с привлечением ведущих международных институтов и экспертов. Итогом стало принятие Экологического кодекса Казахстана первого в СНГ и одного из первых в мире, который полностью соответствует мировым стандартам.
В развитие кодекса разработано и принято 46 подзаконных актов. В частности, это новый классификатор отходов, основанный на Базельской конвенции.
Впервые за всю историю Казахстана была проведена систематизация в сфере экологических вопросов. В частности, это позволило нашему министерству первым пройти международную сертификацию на соответствие стандартам управления ISO 14001.
В соответствии с международным опытом работа системы государственного природоохранного контроля будет направлена на конечную результативность, заключающуюся в строгом соблюдении экологического законодательства, реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, исполнении применяемых санкций.
Не только значительно ужесточены экологические требования, но и сокращены бюрократические процедуры путем внедрения многолетних разрешений взамен ежегодных.
- В чем конкретно заключается новаторство кодекса?
- Впервые введена норма о праве собственности на отходы, точнее о переходе этого права от одного лица к другому и к государству, а система классификации и нормирования отходов приведена в соответствие с Базельской конвенцией “О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением” от 22 марта 1989 года и директивами Евросоюза, что является обязательным требованием для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию.
Определен порядок обращения с так называемыми бесхозяйными брошенными отходами. Управление такими видами отходов осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. По бесхозяйным опасным отходам, принятым уполномоченным органом в республиканскую собственность, необходимо вести учет, хранение и организацию работы по оценке отходов, также осуществлять дальнейшее использование отходов, в том числе реализацию.
Хочу отметить, что на сегодня отходы четко разделены на безопасные (инертные) и опасные (токсичные, радиоактивные, вредные), в отношении которых действует специальный порядок регулирования.
- Давайте попробуем рассмотреть гипотетическую стандартную ситуацию, чтобы на примере продемонстрировать действие кодекса.
- Предположим, что существует некое предприятие, созданное на базе одного из бывших промышленных объектов СССР. На его территории находятся опасные отходы вредного химического производ-
ства, являющиеся историческим наследием деятельности. При этом само предприятие неоднократно продавалось, реорганизовывалось, разукомплектовывалось, меняло собственников и т.п. Более того, в период приватизации новых собственников интересовали только активы, а отходы таковыми не являлись, скорее, наоборот. Многие отходы в силу своей опасности даже не подлежали приватизации. Тем не менее отходы оставались на месте, меры к их не то что утилизации, но даже к ограждению не предпринимались. В процессе деятельности предприятия образовывались новые отходы. Хочу также отметить, что в большинстве случаев новые собственники даже не имеют правоустанавливающих документов на имеющиеся у них отходы, однако заявляют о своем праве собственности на них.
Нужно понимать, что право собственности влечет за собой и обязанности собственника по содержанию своего имущества в соответствии с требованиями закона. В рамках действующего ЭК предусмотрена строгая ответственность за нарушение экологического законодательства, совершение экологического преступления. Понятие “экологическое преступление” существует давно, однако только в новом ЭК оно четко регламентировано.
Кодекс также регламентирует и обязанность природопользователей по минимизации образования, утилизации, обезвреживанию, хранению и удалению отходов. Очень часто возникает путаница и подмена в отношении понятий “размещение отходов” и “образование отходов”. Предприятие в процессе своей деятельности произвело продукцию и, соответственно, образовало отходы. На это действие оно обязано получить от нашего министерства соответствующее разрешение и внести соответствующую плату за выбросы в окружающую среду. Отходы должны храниться в строго отведенных, специально подготовленных местах в строго определенном количестве до следующей стадии переработки отходов, утилизации, обезвреживания, захоронения или удаления. Разумеется, на объект, где отходы будут размещаться, также необходимо получение экологического разрешения. Весь процесс размещения, утилизации отходов, включая определение объемов размещения, вместимость хранилищ (бассейнов, накопителей, отвалов, могильников, полигонов и т.п.), границы их территорий, оценку воздействия на окружающую среду, должен четко регламентироваться, контролироваться. Ведь нельзя же в литровую банку поместить 2 литра жидкости. Эти функции возложены на наше министерство.
Поэтому мы намерены провести полную инвентаризацию хранилищ отходов где расположены, сколько вмещают. Отходы, которые не подлежат уничтожению (например, ртуть), будут захоронены.
- Насколько я понимаю, захоронение, переработка или утилизация отходов весьма недешевое удовольствие. Так ведь?
- Во всем мире обращение и регулирование отходов являются затратной деятельностью. Но во всех государствах мира, как и в Казахстане, это гарантируется конституционным правом граждан на безопасную, а значит, чистую окружающую среду.
Именно поэтому одним из условий вступления в силу Экологического кодекса всем хозяйствующим субъектам была предоставлена возможность задекларировать все имеющиеся у них отходы и предоставить программу их утилизации. Необходимо было также решить вопрос о правах собственности на такие отходы. Разработчики Экологического кодекса, а также законодатели давали себе отчет в том, что такие отходы были в основном сформированы в СССР, поэтому нынешних собственников предприятий нельзя обременять старыми проблемами, надо снять с них этот груз. Особенно с учетом того, что до мая 1992 года все отходы производства были признаны как собственность государства, затем эта процедура была повторена в 1996 году. Все имели возможность решить этот вопрос, мы оповещали об этом местные органы власти и сами предприятия. И уже сейчас МООС оформляет законные права собственности на такие отходы, чтобы решить эту исторически возникшую проблему.
- Естественно, при претворении в жизнь любого закона возникают проблемы. Экологический кодекс не исключение?
- Не скрою, действительно, мы столкнулись с некоторым противодействием со стороны отдельных природопользователей. Порой приходится участвовать в длительных судебных тяжбах, что сказывается на сроках решения конкретных проблем.
Многие еще не понимают новых положений законодательства, действуют по старинке. Но весь передовой мир уже живет по принципу: экономика хорошо, но экологически чистая экономика лучше. В развитых странах мира экологические преступления относятся к категории тяжких, за которые предусмотрены не только колоссальные штрафы, но и уголовная ответ-ственность. Сейчас наши сотрудники на всех уровнях проводят всестороннее, объективное и полное изучение технических регламентов заводов, чтобы понять масштабы и цифры, отражающие количество отходов, и сравнить их с фактическим количеством отходов. Для этого нужны спецсредства, передвижные лаборатории, что требует солидных финансовых затрат. Это кропотливая работа, нельзя ущемлять чьи-либо права, это закон. Мы проводим разъяснительную работу не только для природопользователей, но и для государственных органов, с которыми мы сотрудничаем в экологической сфере. Это в интересах каждого человека, живущего на территории нашей страны, о чем неоднократно говорит наш президент.
- Значит, ваше министерство только и делает, что разъясняет да собирает штрафы?
- Взимание штрафов перестает быть основным показателем нашей деятельности. С прошлого года мы начали применять практику временного приостановления в судебном порядке хозяйственной деятельности, ведущейся в нарушение природоохранного законодательства. В 2007 году по инициативе министерства решением судебных органов была временно приостановлена деятельность 226 предприятий, взыскано исков и штрафов на сумму более 40 млрд. тенге. Этот подход соответствует международному опыту. На последнем заседании Совета иностранных инвесторов Нурсултан Назарбаев заявил: “Казахстан не будет делать исключений ни для национальных, ни для иностранных компаний в плане соблюдения экологических норм”. Например, в прошлом году нами было выявлено вопиющее нарушение обращения с опасными отходами производства серой со стороны всем известной иностранной компании. Был выставлен большой штраф, который они уплатили, и львиная доля этих денег поступила в местный бюджет. Однако штраф не индульгенция от обязательств по ликвидации экологического бедствия. Мы совместно с нарушителем осуществляем действия по утилизации этих отходов. Сейчас мы судимся в Таразе с известным металлургическим заводом, соз-
данным на базе бывшего фосфорного производства, из-за размещения на его территории опасных отходов фосфорного производства. По результатам проверки инспекторами министерства на заводе было установлено сверхнормативное размещение ядовитых отходов на территории завода, которые не были задекларированы, не составлен и не предоставлен нам паспорт опасных отходов производства. Более того, предприятием предоставлялись и внесены в проект ОВОС многократно заниженные показатели по количеству размещенных опасных отходов. Соответственно, был занижен и размер платы за загрязнение окружающей среды и нанесен крупный ущерб государству. Судебный процесс в Таразе, кстати, очень важен для всех, так как отражает классическую ситуацию с историческими очагами загрязнения. Просто представьте, что эти химические опасные отходы лежат уже более 40 лет! Процесс открытый и может быть интересен и для общественного мнения.
- В СМИ упоминался случай в Шымкенте в 2004 году, когда ребенок, играя с песком, привезенным с берега реки Бадам, получил страшный химический и термический ожог от фосфора, содержащегося в песке. Каким образом фосфор мог попасть туда?
- Фосфор в речку попал с территории бывшего производственного объединения “Шымкентфосфор”. В рамках плановых проверок экологического состояния фосфорной отрасли работниками нашего территориального подразделения были выявлены места размещения больших скоплений опасных отходов производства фосфорного шлама. Кроме того, на территории бывшего производственного объединения выявлены так называемые утилизаторы фосфорсодержащих шламов, которые просто извлекают кустарным способом часть фосфора из шлама без получения соответствующих разрешений и согласования программы утилизации с нашим министерством. Уже установлены вопиющие нарушения на предприятиях, и не только экологического законодательства. О результатах проверок я готов сообщить только после их завершения.
- В конце 2007 года президент на заседании Совета иностранных инвесторов озвучил идею создания Национального центра по управлению производственными отходам. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?
- Сейчас завершается разработка концепции Наццентра и готовятся проекты соответствующих документов. В ведение центра будет входить утилизация (захоронение и переработка) накоплений опасных отходов производства, оставшихся со времен бывшего СССР. В рамках проекта создана рабочая группа с привлечением иностранных специалистов, экспертов и общественности. Функции центра будут от регулятивной и контролирующей до коммерческой. Концепция предусматривает проведение полной инвентаризации объектов исторических загрязнений по всей стране, создание компьютерной информационной базы данных и кадастра объектов, проведение оценки эксплуатационных запасов техногенных минеральных образований, проведение их переработки и утилизации, ликвидацию источников загрязнения и организацию мониторинга.
У центра будет свой бюджет, лабораторная база, специализированное оборудование, обученный персонал.
Конечной его целью станет формирование системы управления отходами по полному циклу. Для этого мы будем создавать базы данных передовых технологий, проводить собственные исследования в сфере переработки отходов, а затем развивать такие технологии, которые можно будет экспортировать. В ближайшее время центр начнет свою деятельность.


Поделиться
Класснуть

Свежее