Он сам

Сам занимается графикой, живописью и керамикой, сам построил дом с мастерскими, сам арендовал себе помещение под галерею и сам продвигает свое собственное искусство в массы.
Он вертикально интегрированный художник, выражаясь бизнес-языком.
Мастерским Ахата позавидовали бы и полуподвальные помещения Академии искусств им. Жургенова: огромная площадь, хорошая отделка, обилие света. Сам дом тоже просторный, и дастархан в нем обильный, а ездит Ахмет на внедорожнике. Короче говоря, в отличие от многих других коллег по призванию Ахмет - человек респектабельный. Так что респект ему за все.
В том числе и за то, что он среди нескольких других художников попал на грядущий аукцион казахстанского искусства, который проводит знаменитый дом “Кристис”.
- К нам приезжал директор “Кристис” Дэвид ЛЭНГЛИ, смотрел специальную выставку, - говорит Ахмет. - Выбрал с десяток художников. В список не попал даже СЫДЫХАНОВ. Не попали и те, кто слишком много просил - по 50-60 тысяч долларов за работу. А нас сразу предупредили, чтобы больше 20 тысяч не ставили. Но здесь главное не цена. Нужно засветиться, попасть в каталог. И уже потом цены повышать.
- Вы и так вроде засветились за рубежом. Во всяком случае, выставки точно проводили.
- Первые выставки прошли сумбурно, без всякой организации - в Турции, Америке, Италии, Германии. А потом я устал и начал меньше ездить. Чтобы нормальную выставку организовать, надо арт-дилера грамотного найти, каталог напечатать, рекламу сделать. А у нас как: деньги потратил, выставку сделал, пару работ продал, пару работ подарил, еще пару потеряли. У многих наших художников так происходит. Сейчас в Германию можно поехать и с любой галереей договориться. Но имя тебе это не сделает. Аскар ЕСДАУЛЕТОВ в 90-е много ездил в Германию, выставлялся. Потом его позвали работать, и он остался там. Кучу картин написал, потом ему сказали: приезжай через год, мы тебе заплатим много! Через год он приезжает, а там ни галереи, ни самого дома, в которой она находилась. Так и надувают художников.
Но надо сказать, что посетители галерей там и здесь отличаются. Там люди более подкованные. У нас кто ходит? Близкие и друзья художника. Других нет. Поэтому я и не делаю здесь выставки.
- А искусство сейчас у нас как продается?
- Плохо. Первый кризис был в 2001 году, когда в Нью-Йорке рухнули здания ВТЦ. Там была куча галерей, и все они закрылись. У американцев пропало желание вкладывать деньги в искусство. В этом году у нас то же самое. Приходят ко мне бизнесмены, которые раньше каждый месяц покупали картины, и говорят: нам надо беречь средства, чтобы есть и одеваться. Не до искусства. Арт-рынок упал.

- Да нормальный у нас рынок. Очень много коллекционеров богатых. Они до сих пор вовсю скупают ШАРДЕНОВА, АЙТБАЕВА, ХЛУДОВА, КАСТЕЕВА. 200-300 тысяч долларов стоит картина. Ищут целенаправленно. Для них даже некоторые художники холсты ищут. В элитных домах сплошь хорошие картины висят. Шарденова вообще не найдешь! Так что наши бизнесмены - молодцы. Только я не могу называть имена бизнесменов наших, которые в правительстве сидят. Пусть собирают, иначе все это уйдет за границу.
- Вы ведете учет произведенных и проданных работ?
- С прошлого года начал. На каждой картине ставлю номер. Оказывается, пишу я по 150 холстов в год. За полтора года - 260 работ. Из них почти половина продается.
Сейчас мне пишется легко. Я нашел свой стиль - пишу картины по мотивам наскальных рисунков. Это моя излюбленная тема - петроглифов очень много по всему миру. Удивительная абстракция! В древности человек уже мог мыслить отвлеченно. Меня эта идея очень увлекает. Я перевожу петроглифы на холст...
- В неизменном виде? За плагиат привлекут.
- Нет-нет! Их же нельзя менять. У меня интерпретация: на холсте, с цветом. Я хочу передать дух этих изображений. Кстати, я их так много написал, что уже начал путаться в названиях. Например, “Солнцеликое божество” и “Солнцеликое божество. Шелковый путь”.
Для меня это золотая жила. И интересно, и продается хорошо.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА,
Алматы