Одноликий Янус
26 августа отборочная комиссия кинофестиваля “Киношок”, который вскоре откроется в Анапе, назвала окончательный список участников. В конкурсе полнометражных фильмов на видео и в цифровом формате “Кино без кинопленки” среди нескольких сотен работ выбрали
картину о душевнобольных “Игры воображения” алматинца Тараса ПОПОВА.
Второй режиссер фильма - Александр ПИЧУГИН, он же исполнитель главной роли. Примечательная деталь: Пичугин во время съемок фильма, а это было в 1996-2001 годах (монтаж закончили в 2008-м. - А. Б.), стоял на учете в психоневрологическом диспансере. Тем не менее именно он при хорошем раскладе появится на красной ковровой дорожке курортного городка в элегантном черном смокинге.
Отправить представлять фильм Александра Пичугина, а не
третьего режиссера Романа МАНЖОСОВА - решение главрежа Попова. Для него (психиатра по профессии) это метод лечения - арт-терапия. До Тараса еще ни один психотерапевт не лечил душевнобольных кинематографом...
- К тому же, я, как и любой режиссер, обречен на излишнее волнение за фильм, а Александр в силу своего состояния будет находиться в приподнятом настроении. У врачей есть понятие “мейнстрим” - погружение отстающего в развитии в обычную среду. Вот и здесь - то же самое.
Сюжет фильма - как раз о такой попытке погружения. Главный герой по имени Александр пытается снять добрую киноленту, заставляющую зрителя задуматься.
- В основе картины - гуманистическая идея, - рассказывает Попов. - В то время, когда идут войны, именно душевнобольные вспоминают о добре. Но к ним в обществе предвзятое отношение. Стоит только людям узнать, что собеседник - пациент психбольницы, такого человека начинают сторониться, словно прокаженного…
Тарас определяет жанр фильма как “сюрреализм-примитивизм”. Когда смотришь его впервые, трудно понять, о чем речь. Главный герой болен манией перевоплощения - парафренией. К слову, чем-то подобным страдал
великий Сальвадор ДАЛИ. Между приступами парафрении человек абсолютно адекватен, но в периоды обострения у него случаются “заходы”. В отснятом материале Попова - Пичугина хватает сцен настоящего психоза…
- Однажды Cаша перевоплотился в подполковника и в военной форме появлялся на конференциях военных, где обсуждались межрегиональные конфликты. Он даже выступал с речью, и ему аплодировали! Там он сказал буквально следующее:
“Нам давно пора собраться вокруг большого котла с пловом, замешанном на доброте и разуме”. И тогда никто не заподозрил в нем сумасшедшего. Вообще это несколько напоминает картину Кончаловского “Дом дураков”, где психически больные выглядят нормальнее нормальных, - признается Попов.
Дополнительное подтверждение тому - сцена из фильма с психиатрами. Мультяшные люди с двумя равнодушными лицами никак не реагируют на героя-шизофреника, читающего им лекцию.
- Это некая пародия на двуликого Януса. Только у того - два разных лица, а тут оба они одинаковые, - объясняет Тарас.
Он верит: зрители поймут его режиссерскую задумку.
Алексей БАЙТЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

