6505

Есть одна у летчика мечта...

Есть одна у летчика мечта...Аэродром Байсерке встретил нас гулом моторов - алматинская команда летчиков “Беркут” готовится к первому чемпионату мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52, который пройдет с 17 по 24 августа в Новосибирске.
Есть одна у летчика мечта...
Высший пилотаж - столь же зрелищный, сколь и технически сложный вид авиаспорта, требующий использования предельных усилий как самолета, так и пилота. Слившись со своей машиной в таинственном танце, летчик выписывает замысловатые фигуры - штопор, бочка, сапог, абракадабра, мертвая петля. С земли кажется, что пилот умело импровизирует, но на самом деле каждый маневр рассчитан с максимальной точностью.
- Алматинский аэропорт пока не дает нам воздушного пространства, - сообщает руководитель полетов аэродрома Байсерке Бахыт МАНАСБЕКОВ. - Надо немного подождать.

Есть одна у летчика мечта...- Жаль, так хочется поскорее в небо, - с грустью признается летчик, чемпион мира по высшему пилотажу Мирагзам МУСАЕВ (на снимке) . - В Советском Союзе казахстанская команда пилотажников была одной из самых сильных. У нас было много прославленных пилотов: например, космонавт Талгат МУСАБАЕВ в составе команды в 1983 году становился чемпионом Союза. К сожалению, в 90-х годах произошел развал малой авиации. Сейчас лишь группа энтузиастов пытается возродить команду и вернуть ей былую славу.

- Причем делают это за свой счет, - включился в разговор начальник штаба центрального аэроклуба “Отан РК” Василий ЖОВТЫЙ. - Ребята тренируются и ездят на соревнования за свои кровные...

Программа чемпионата мира включает четыре комплекса фигур высшего пилотажа - обязательный и произвольный, а также два неизвестных или, как их еще называют пилоты, - “темных”. Они наиболее сложны для спортсменов, так как объявляются участникам соревнований за считанные часы до полета и могут быть отрепетированы летчиками только на земле, а в небе их нужно выполнить с первой попытки.

- Чемпионат - это соревнование не только мастерства, но и выдержки спортсмена, его психологической и физической выносливости, - продолжает Мирагзам. - Каждая фигура пилотажа представляет собой совокупность различных линий - горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых, а также вращений и штопоров. Чистота выполнения различных элементов оценивается судьями с точностью до градуса.

- Этот “букет” фигур он вам сейчас в небе и продемонстрирует, - обещает Бахыт Манасбеков. - Только что получено разрешение на полеты.

Мотор запущен - и спустя мгновения самолет уже парит высоко в небе.
- У каждого летчика собственный почерк, выработанный годами тренировок, - комментирует полет Василий Жовтый. - Чтобы сделать карьеру в небе, мало просто летать. Нужно чувствовать самолет и уметь его слушать. Мирагзам - один из тех пилотов, кто живет небом. На земле он всегда улыбается и кажется очень мягким человеком. Но стоит ему сесть в кабину, как происходит перевоплощение: жесткий и целеустремленный взгляд, движения точные и быстрые. Недаром соперники прозвали его Черной Пантерой. Еще два члена нашей команды ничуть не уступают в мастерстве Мирагзаму. Жанат АКБИЕВ занимается пилотажем только четыре года, но уже достиг большого мастерства, а Анатолий МАМОНТОВ - мастер спорта, выполнивший тысячи фигур высшего пилотажа.
Есть одна у летчика мечта...
Весь пилотаж на соревнованиях выполняется в ограниченном пространстве. На земле полотнищами обозначаются квадраты - километр на километр. При этом пилот не может опускаться ниже 300 метров и подниматься выше 1200.
Любое нарушение границ высоты карается штрафными очками.

- Судя по звуку двигателя, Мирагзам добирает высоту, - говорит Василий Жовтый. - Ему нужно подняться на 1500 метров. Сам аэродром Байсерке находится на 620 метрах над уровнем моря. Лето - самый тяжелый период для полетов. От раскалившегося мотора температура в кабине иногда достигает 90 градусов. Солнце светит так, что крутить виражи приходится практически вслепую. Вот Мирагзам сделал вертикаль и переворот вниз, потом разгон - и снова выход на вертикаль. Теперь петля Нестерова, очень кругленькая, - за эту фигуру он получит больше десяти баллов. Но самая сложная фигура - полупетля с выходом в обратный горизонтальный полет с выполнением двух вращений, где нужно разворот на 180 градусов выполнить с остановками через каждые 45 градусов. После этого выполнить штопорную бочку. И остановить самолет в строго горизонтальном положении. За эту фигуру спортсмен получает 400 баллов.

...Вот шасси коснулись земли, гул мотора стих, и из кабины показался счастливый пилот.
- Небо - это моя стихия, - говорит Мирагзам. - Вот если бы еще ночевать там разрешали...

Надежда ПЛЯСКИНА, Алматы
plyaskina@time.kz
Владимир ЗАИКИН, фото

Поделиться
Класснуть

Свежее